Мэр Черкасс 47-летний Сергей Одарич назначает встречу в городском совете на 14.30. Помощница переносит ее на 1,5 часа.
— У него еще совещание. Подождите. Только люди выйдут, он пригласит вас, — говорит секретарша.
Из кабинета слышно громкий смех. В коридоре дежурят двое мужчин в камуфляже. Осенью прошлого года жена Анжела Одарич наняла Сергею Олеговичу двух охранников — бойцов батальона "Донбасс". Потому что перед тем убили мэра Кременчуга, совершили покушение на городского главу Львова, напали на мэра Ужгорода.
Когда все выходят из кабинета, мэр открывает окна на проветривание. Идет курить. Просит подождать.
— Если хотим увидеть реформы, то нужно начинать с замены Яценюка, — говорит Одарич. — Будет тормозить до последнего вздоха. Не хотят делать децентрализацию, кто сидит в центре власти. Потому что теряют рычаги влияния, деньги, нелегальные потоки. А чтобы начать движение вперед, нужно пересмотреть все полномочия государства и местного самоуправления, радикально уменьшить количество ненужных функций.
Какие функции не нужны?
— Начиная от учета пчелосемей на уровне города. Когда впервые стал мэром, столкнулся с тем, что нужно каждый год выдавать справки о количестве пчелосемей. Думал, это Ющенко внедрил. Оказалось, это тянется со времен Кучмы. И заканчивая вопросами квартирного учета. Государству давно нужно сказать честно, что не будет обеспечивать бесплатным жильем всех граждан.
Люди до сих пор надеются получить квартиру от государства?
— Не на что надеяться. Но законодательство предусматривает это. Сегодня есть очередь. В исполкоме работает целый отдел: ежедневно принимают десятки документов, проводят проверку, меняют очередность. Люди заняты с утра до вечера — кого с позиции 13368-й перенести на 14252-й. Бюджет за это платит зарплату. Это при том, что ни 13-тысячный, ни 12-тысячный никогда не получит от государства жилье.
По закону город должен тратить средства из своего бюджета, чтобы строить жилье и предоставлять его судьям, прокурорам. Они часто меняют место проживания, потому что их отправляют работать в другие области. Возникает бездонная дыра — построили, передали, он приватизировал, продал, переехал. Государство опять должно строить. Нужно пересмотреть Жилищный кодекс и сказать: уважаемые, каждый имеет право построить себе жилье. Государство будет выделять жилье — без права приватизации — лишь малообеспеченным гражданам.
Сколько бюджетных средств тратят на ненужную работу?
— Где-то половина местного бюджета и половина времени. И так везде.
В ноябре Евросоюз пообещал выделить Украине 55 миллионов евро на проведение децентрализации.
— Деньги до сих пор не дают, потому что мы ничего не делаем. Чтобы перестать тратить десятки миллионов гривен на бюрократию, не нужна помощь ЕС. Нужно, чтобы, например, министр юстиции подготовил и подписал приказ о порядке доступа к государственным реестрам. Это стоит, как два листа бумаги. Для чего здесь деньги ЕС? Нужна воля министра, чтобы все государственные служащие и работники правоохранительных органов имели доступ к реестру права собственности. Таких баз много. Регистрация автомобилей, субъектов предпринимательской деятельности. Из бюджета тратим миллионы на ненужную работу, потому что доступ к электронному реестру до сих пор происходит через бумажные носители.
Реформу можно провести без финансовой помощи?
— Не знаю, зачем просили эти деньги. Разве, чтобы украсть. Даже если где-то нужны средства, то хватит того, что есть. Дополнительные деньги можно привлечь, чтобы компьютеризовать стражей порядка и модернизировать базы данных.
Эксперты говорят, что децентрализация — первая реформа, которую нужно внедрять. Дальше будут другие. Что в Украине не дает начать ее?
— Верю, что в этом году децентрализация таки начнется. В высшем руководстве есть довольно мощное политическое лобби местного самоуправления. Это спикер Владимир Гройсман, который был мэром Винницы. Он понимает, какой потенциал есть на местах, и весь негатив от того, что центр гасит инициативу. Есть достаточное количество депутатов в Верховной Раде из бывших городских глав. Плюс фракция "Самопомочі", лидер которой — мэр Львова. Они добиваются децентрализации. И Евросоюз уже ультимативно говорит: или вы проводите децентрализацию, или ни за какой финансовой помощью не обращайтесь.
А если и в этот год дальше разговоров не пойдет?
— Года у нас нет. Есть месяц-два, чтобы начать реформы. Потом ничего не проведем. В теперешнюю Верховную Раду зашло много новых людей. Они были готовы голосовать за законы, которые в корне изменили бы страну. С каждым днем новые депутаты обрастают связями и обязательствами. Если на входе имели около 300 реформаторов, то сейчас — где-то 200. Они могут в силу разных обстоятельств приобщить к себе 50 голосов. То есть, есть 250 голосов для проведения непопулярных вещей. Например, ликвидации жилищной очереди. Через два месяца из этих 200 останется половина. Будут гасить все проекты реформ.
От чего будет зависеть успех децентрализации?
— Первое условие — разграничение компетенций между государством и местным самоуправлением. Сегодня этого нет. Государство говорит: все среднее образование — компетенция государства, но эту функцию отдаем для выполнения местному самоуправлению и передаем под это финансовый ресурс. Что государство предусмотрело в финансовом ресурсе? Зарплату учителю, оплату света, воды и тепла. Школа будет работать, если оплачивать лишь это? Без мебели, учебников, санузлов, спортзалов? Задач передали на 100 процентов, а профинансировали — на 60. То же со здравоохранением.
Второе условие — повсеместность местного самоуправления. На территории Украины не должно быть ни одного квадратного метра земли, на который бы не распространялось местное самоуправление. Пока что всеми землями между населенными пунктами распоряжается глава районной администрации. Вот и выходит так, как у нас было, когда руководитель РГА выдал 200 гектаров земли для изучения траектории полетов комара.
Третье: у местного самоуправления должны быть два, три налога, где советы будут иметь максимальные полномочия по их установлению и регуляции. Базовый — налог на недвижимость. Он — главный бюджетообразующий для местного самоуправления в мире. Базируется на стоимости недвижимости. Тогда у общин есть стимул развиваться. Чтобы приезжали зажиточные люди, строили дорогое жилье, заводы, торговые комплексы.
Какие еще реформы должны были бы быть приоритетными, кроме децентрализации?
— Систему налогообложения нужно сделать простой. Понятной, с минимальным количеством налогов, стимулированием к легальному труду. Нужна жесткая ответственность за работу в тени. Моратории на проверки отменить. Только враг государства их мог сделать. Сидит человек, занимается бизнесом в тени, в бюджет — нуль, на АТО ничего не дает и еще два года его не проверять. Это маразм. А Яценюк это отстоял.
Необходимо пересмотреть все популистские социальные программы. Львиная часть помощи идет на дотации богатым. Тогда как самые бедные получают меньше всего. Например, цена на газ для всех должна быть рыночная. Тем, кто не может платить, государство должно давать адресные субсидии.
Какая наибольшая ошибка премьера?
— Яценюк забыл, что его назначали как камикадзе — для проведения реформ. А он занялся собственным рейтингом.
А президента?
— Основная — допустил, что его партия бездарно проиграла парламентскую кампанию. Команда президента имела четкое видение, что нужно делать. Но победило ситуативное объединение с "Народным фронтом". Они наоборот категорически не хотели реформ. Это продемонстрировал Яценюк, на протяжении года возглавляя правительство. Порошенко нужно было формировать большинство в парламенте без Яценюка.
Что обязательно должны осилить в 2015 году?
— Базовые реформы в управлении и энергетике.
25 картин в доме Сергея Одарича. Сделали из его фотографий. С каждого путешествия привозит несколько сотен снимков.
Мэром избирали трижды
Сергей Одарич с женой Анжелой живут в селе Мошны Черкасского района.
— Имею дом на 846 квадратных метров, — рассказывает Сергей Олегович. — Полностью отказался от газа. Отапливаю дровами.
Жена — совладелица компании "Венето", которая производит матрасы.
У супругов двое детей — 24-летний Андрей и 22-летняя Наталия.
Одарича трижды избирали мэром Черкасс. Впервые в 2006-м, потом — в 2010-м. Через три года депутаты городского совета объявили ему импичмент. В третий раз переизбрали в мае прошлого года.
Комментарии
2