— Отдай, скотина, это не твое, — вырывает у полицейского автомобильную шину блондинка в спортивной куртке. 21 ноября около 18:00 на столичном Крещатике стоят в шеренгах стражи порядка, собираются люди. В этот день отмечают третью годовщину начала Евромайдана.
Центр Киева и правительственный квартал окружены полицией. На Крещатике — рамки металлоискателей. Автобусы с нацгвардейцами припаркованы во дворе столичной госадминистрации и возле Кабмина.
На Майдане начинаются два митинга. Возле стелы Независимости — организованный "Правым сектором" и добровольческим движением Организации украинских националистов. Напротив две сотни людей слушают украинские песни из колонок.
Стелу окружают мужчины в камуфляже и масках. Жгут файеры. Лидер ОУН Николай Коханивский, 44 года, призывает идти на Европейскую площадь за шинами. За его спиной — народный депутат Игорь Луценко, 38 лет.
— Люди три года не видят изменений, а только одни обещания. Порошенко — тот же Янукович, но в сто раз хитрее, — говорит Игорь Луценко.
Часть людей отправляются за шинами. На пути назад их встречает шеренга патрульных и нацгвардейцев. С толкотней и драками отбирают покрышки. Бросают их в салон двух "Тойота Приусов" и вывозят.
Участникам акции удается вынести три шины. Их жгут на ступеньках стелы под возгласы "Слава Украине!" Потом около 2 тыс. людей идут по Крещатику к ул. Большой Васильковской. Там, по данным координаторов митинга, расположен офис движения "Украинский выбор" Виктора Медведчука (украинский представитель в гуманитарной подгруппе на минских переговорах. Выступает за федерализацию Украины. Кум президента РФ Владимира Путина. — ГПУ). Колонну сопровождают патрульные.
— Идем к офису Медведчука. Больше ничего не ломаем, к полиции не цепляемся. Если встретим по пути какой-то "Сбербанк" — поломаем, — говорит в микрофон один из координаторов акции.
За его спиной с парапета в подземный переход падает девушка лет 20. Залезла туда, чтобы сфотографировать колонну. Ее со сломанным бедром забирает "скорая помощь".
Людей встречают несколько десятков спецназначенцев. Митингующие начинают бить стекло на входе в одно из зданий и в полуподвальном помещении. Забрасывают туда файеры. Изнутри выбегает охранник. Кричит:
— Ребята, здесь нет офиса Медведчука! Вы салон красоты разгромили. И салон сантехники. Офисы — на верхних этажах.
На него не обращают внимания. Через несколько минут в дом заходят пожарники.
Колонна отправляется к площади Льва Толстого. Начинают бить витрины "Сбербанка". Полицейские перекрывают движение по улице, однако молодежи не мешают. Те бросают куски мостовой в офис. Разбивают кассы. Несколько человек пробуют вынести компьютеры и мебель, но их останавливают другие. Погром длится 10 минут.
Часть участников шествия спускаются в метро. Члены ОУН и "Правого сектора" организовано отходят к площади Независимости.
В погромах пострадали три человека— девушка сломала ногу, еще двое порезались стеклом. Полицейские открыли уголовные осуществления.
— Полиция отработала хорошо, мы проводили профилактическую работу. Обнаружили две попытки занести на ограниченную территорию предметы, внешне похожие на взрывные устройства. Их изъяли и проверили взрывотехники, — говорит начальник столичной полиции Андрей Крищенко, 44 года.
Комментарии