- На таможне и в налоговой продолжают брать взятки, - говорит экс-министр обороны, лидер "Гражданской позиции" 56-летний Анатолий Гриценко. Встречу назначает в комитетах Верховной Рады. Приглашает в маленький кабинет. Здесь работает с помощником.
"Гражданская позиция" впервые идет на выборы в парламент самостоятельно. Как формировалась команда?
- Есть 156 кандидатов. Только трое из них - депутаты. Остальные - новые люди: экономисты, юристы, общественные деятели, предприниматели. Все говорили о необходимости объединения, мы сделали это первыми - идем на выборы вместе с "ДемАльянсом". Все говорили об открытых списках - мы их открыли первыми.
Анатолий Степанович на компьютере открывает сайт "Гражданской позиции". Показывает информацию о членах команды, их автобиографии и декларации.
- Фамилии малоизвестные, - продолжает. - И это хорошо. Гораздо хуже, если бы было трое чечетовых, четыре лукьяновых, шесть ефремовых или колесниковых.
Закон не требует такой прозрачности - обнародовать декларации и автобиографии всех кандидатов.
- Главное - доверие людей. Они должны знать, что Гриценко не несет "кота в мешке".
В команде есть люди, готовые работать в правительстве?
- Был бы неискренним, если бы сказал, что мы готовы самостоятельно сформировать Кабмин. Однако у нас есть люди, которые могут там достойно работать. Порошенко сказал, что у него трудности с поиском кандидата на пост министра обороны. У нас такой есть - Иван Апаршин, полковник запаса, военный стратег. Знает сферу обороны и безопасности досконально. Сработает на две головы выше и ответственнее чем Гелетей (министр обороны. - "ГПУ"). Олег Деревянко может быть вице-премьером по гуманитарным вопросам, Олег Канивец - министром экологии, Игорь Пукшин - юстиции, Петр Ландяк - жилищно-коммунального хозяйства.
Как оцениваете деятельность правительства Яценюка?
- Правительство оказалось неадекватным требованиям Майдана. За полгода - ни единой реформы. Хуже - Кабмин провалил борьбу с коррупцией, Яценюк это сам признает. Не сделано серьезных шагов по реформированию судебной, правоохранительной систем. Ничего не изменилось после Революции достоинства. О реформах заговорили перед выборами. Только 25 сентября Яценюк представил план восстановления Украины. В тот же день программу реформ заявил и Порошенко. Если бы были готовы к должностям, начали бы изменения с первого дня. Не осознали, ради чего был Майдан и зачем народ посадил их во властные кресла?
Почти все правительство пошло на парламентские выборы. В стране - война, экономический кризис. Это нормально?
- Это аморально. Они назвали себя правительством камикадзе. Говорили, что не имеют политических планов и амбиций. Теперь камикадзе решили купить себе парашюты - увешали всю страну фронтовыми плакатами и пошли на выборы? Это нечестно. Министры должны работать 24 часа в сутки, как круглосуточно воюют солдаты. Потому что военные погибают из-за бездействия правительства.
Украинцы переводят деньги на счет Минобороны, а когда родных призывают в армию - нет ни каски, ни бронежилета. Кто должен ответить?
- Деньги пролежали четыре месяца. Яценюк только 2 июля издал документ, определяющий порядок их использования. Такое распоряжение готовится за день одним человеком в Министерстве финансов. Это служебная бездеятельность с тяжелыми последствиями - ранеными и погибшими. За это надо отвечать в суде.
Какие реформы будет инициировать ваша фракция?
- Одна из ключевых - реформа энергетического сектора, чтобы Украина не зависела от российского газа. Не наши экономические успехи, а именно цена на тот газ больше влияет на жизнь людей. От нее зависит зарплата нашего учителя, оснащение солдата, уровень пенсии, приоритеты внешней политики.
Пусть Путин удавиться своим газом. Он нам не нужен. В Украине достаточно энергетических ресурсов, чтобы обеспечить не только себя, но и экспортировать.
Надо очистить от взяточников суды, прокуратуру и милицию. Ввести пожизненную уголовную ответственности за взятку для следователей, прокуроров и судей. Такой проект я уже зарегистрировал. Как и другой законопроект - о прозрачном финансировании политических партий.
Людей больше всего беспокоит война, все хотят мира. Как его достичь?
- Я тоже хочу мира. Но какой ценой? Предложенная в законе об "особом статусе" сдача Кремлю части Донбасса - неприемлема. Под оккупацию хотят отдать Путину и его бандитам десятки тысяч квадратных километров территории с миллионами наших граждан? Это не мир. С такого плацдарма Путин постоянно будет угрожать нам новой войной.
Жители Донбасса не хотят возвращаться домой, потому что там боевики. Как этим людям теперь быть?
Анатолий Степанович получает чистый лист и просит у помощника ручку. Записывает цифры в столбик.
- Президент говорит: воевать нечем. В мирное время 450 тысяч людей с оружием постоянно содержали в Украине. Зачем? 104 тысячи призвали во время мобилизации. Это вместе более полумиллиона. Нам противостоят несколько батальонов русских. Говорят: не хватает силы? А может, мозгов или духа не хватает у Гелетея или еще у кого-то? Танков у нас до 2 тысяч, БТРов - до 1,5 тысячи. Задействована только часть техники, ремонтные заводы месяцами стояли, их не загрузили. Не армия слабая - руководство слабое.
После Майдана много разочарований. Не только потому, что сдали Крым и часть Донбасса, но и потому, что дальше процветает коррупция. Как ее свести до минимума?
- После Майдана уже второй генеральный прокурор - Виталий Ярема. Это - квота президента. Почему до сих пор никто не арестован из команды Януковича? Почему не сидит тот, кто позволил им убежать? Не арестованы те, кто воровал миллиардами? До сих пор бизнес Януковича и его команды работает в Украине. Он не конфискован. Это должен был сделать генпрокурор. Коррупцию легко одолеть, если борьба начинается с первого кресла страны. Это доказал Михаил Саакашвили.
До сих пор не лишили депутатской неприкосновенности тех, кто голосовал за позорный пакет законов 16 января. Они воровали при Януковиче. Сейчас ЦИК снова регистрирует их кандидатами в депутаты. Если власть не одумается, ее ждет судьба команды Януковича.
Возможен новый Майдан?
- Мне ежедневно звонят солдаты и офицеры из зоны АТО. Говорят: "Мы защищаем страну, но наши семьи чувствуют, что ничего не изменилось. Одолеем врага, а затем придем за вами - взяточниками, судьями и прокурорами". Они правы. Так нельзя: кто воюет, а кто сидит на старых коррупционных схемах.
Что делать со взяточниками?
- Ни в одном законе не должно быть слов "и т. д.", "и прочее". Как только появляется "и т. д.", чиновник открывает рот и требует от вас 10 или 150 справок или взятку. Если "и прочее" - это неограниченное поле для взяточничества. Жесткими граблями надо пройтись через всю законодательную и нормативную базу и поставить чиновника в рамки. Плюс - контроль за его жизнью. Если получает 7 тысяч гривен зарплаты и параллельно покупает домик за 7 миллионов - все ясно. Власть не должна закрывать глаза, потому что тогда народ ее снесет.
Руководство способно исправлять ошибки?
- Когда голосовали за Ярему, я обнародовал блог "Задания для нового генерального прокурора". Указал фамилии тех, кого надо привлечь к уголовной ответственности за сдачу Крыма и гибель солдат. Он этого не сделал.
Когда президент представлял Ярему, процитировал лидера Сингапура генерала Ли Куан Ю: "В первую очередь арестуй и посади своего друга. Ты знаешь за что, он знает за что, и все это знают". Никого из "друзей" за три месяца не арестовали, наоборот - прикрывают. Эти ошибки власть должна исправлять немедленно.
8 лет Анатолий Гриценко преподавал в Киевском высшем военном авиационном инженерном училище. С 1984-го читал технические дисциплины о авиационном оборудовании самолета.
На президентских выборах получил миллион голосов
Анатолий Гриценко родом с Черкасчины. В Киеве окончил высшее военное авиационное инженерное училище и Академию Вооруженных сил Украины. Полковник запаса. Кандидат технических наук. В 1999 году уволился из армии, возглавил Центр Разумкова.
В 1993-м успешно окончил Институт иностранных языков Министерства обороны США, а в 1994 году – оперативно-стратегический факультет Университета Военно-воздушных сил США. Предложение учиться в США получил от первого министра обороны Украины Константина Морозова.
- На одном курсе учились 200 американцев и по представителю из 41-й страны мира. Из Украины я был первым, - рассказывает.
В 2005 - 2007 годах - министр обороны Украины. С 2007 года - народный депутат. В 2010-м создал партию "Гражданская позиция". Дважды баллотировался в президенты. На нынешних выборах занял четвертое место. Набрал 5,48% голосов.
Жена - журналист Юлия Мостовая. У Анатолия Гриценко четверо детей: 10-летняя Анна, 16-летний Глеб, 31-летняя Светлана и 34-летний Алексей, пятый месяц является командиром взвода в зоне АТО.
Любит рыбалку и шахматы.
Комментарии
1