Премьер-министр Юлия Тимошенко объявила о желании пересмотреть нынешние газовые соглашения Украины с Россией. В частности, она предлагает повысить для россиян цену на транзит газа по украинской территории. Корреспондент " ГПУ" расспросил бывшего главу "Нефтегаза Украины" Алексея Ивченко, 45 лет, о целесообразности таких переговоров уже сейчас.
— Думаю, что это правильно, — говорит он. — Транзитная ставка не отвечает повышенной вдвое в 2006-ом цене на газ. Тогда 4 января мы подписали соглашение о стоимости газа для Украины $95, а ставка для транзита была установлена на уровне $1,6 за прокачку тысячи кубометров на 100 километров. В соглашении был пункт пятый о том, что ни одна сторона не имеет права в одностороннем порядке пересматривать цены. Поэтому нашим преемникам ничего не нужно было делать, лишь получать газ по $95. Но цена увеличивалась дважды при правительстве Януковича — до $130 и $180. А транзитную ставку не поднимали — в настоящее время она $1,7. Если привести ее в соответствие — то это должно быть $2,2 — 2,3. Потому инициатива Тимошенко продолжает то, что мы подписали в 2006 году.
Президент не поддерживает повышение цен на транзит. Может ли премьер самостоятельно это сделать?
— Нефтегазовый комплекс в настоящее время подчинен Кабинету Министров. Потому премьер может инициировать любые переговоры. Но с другой стороны — президент является гарантом безопасности государства, в частности и энергетической. Потому все эти вопросы Виктор Ющенко должен контролировать и вмешиваться в них. Необходим компромисс.
В связи с арестом криминального авторитета Семена Могилевича в России, которого связывают с РосУкрЭнерго, возможно ли устранение или изменение посредника в поставках газа в Украину?
— Для этого нужно согласие России. Потому что украинская сторона не может сама это сделать. Транзит среднеазиатского газа "Газпром" на 10 лет передал РосУкрЭнерго. Но замена — это шило на мыло. У посредника интерес — зарабатывать деньги себе. С 2000 года такую роль играла "Итера". Потом — ЕвралТрансГаз, зарегистрированный в Венгрии.
Фактически эту фирму контролировал Могилевич?
— Ну, не знаю, чья она была, но зарегистрирована в Венгрии (Могилевич в то время проживал там и имел гражданство этой страны. — " ГПУ"). Потом в 2004-ом ЕвралТрансГаз заменили на РосУкрЭнерго.
Это же, практически, была та же структура...
— В "Нефтегазе" есть документы за 2004 год. Подписаны они были ЕвралТрансГазом, "Нефтегазом Украины" и РосУкрЭнерго. О том, что РосУкрЭнерго является правопреемником всех соглашений и обязательств ЕвралТрансГаза. Если в настоящее время заменят посредника, то это опять — шило на мыло. Я предлагал в 2006 году, чтобы были прямые контракты между "Нефтегазом" и "Газпромом" через создание общей компании.
"Итера" намерена занять место посредника опять
17 января на переговоры в Москву нынешний председатель "Нефтегаза" Олег Дубина ездил вместе с владельцем "Итеры" Игорем Макаровым...
— Можно предположить, что "Итера" намерена занять место посредника опять. Или будет компания с другим названием, но теми же людьми.
Это — старая команда, с которой работала Юлия Тимошенко еще во времена ЕЭ СУ?
— Для Украины это ничего хорошего не принесет.
В настоящее время меняется руководство "Газпрома". Возможно ли, что совет его директоров возглавит нынешний президент России Владимир Путин?
— Я об этом слышал. Думаю, что это возможно. Потому что если Медведев станет президентом, а сегодня он является председателем совета директоров "Газпрома", то не сможет занимать эту должность. И Путин, скорее всего, станет председателем "Газпрома". Потому что на протяжении его президентства он лично контролировал ситуацию на предприятии. Но для Украины от этого ничего не изменится. Важно, кто будет представлять ее.
С уверенностью можно сказать, что переговорщики из правительства Януковича не отстаивали интересы Украины в газовых переговорах с Россией.
Юлия Тимошенко в Европе объявила инициативу построить газопровод "Белый поток" — из Каспийского моря через Грузию, Черное море и Украину к ЕС. Реально ли это и сколько времени может занять?
— Мы просчитывали его экономически еще три года тому назад. Это самый выгодный проект транспортировки среднеазиатского газа для Европы. Но политически российская сторона будет категорически против и будет делать все, чтобы этого строительства не было. Потому что это еще большая независимость и для Украины, и для ЕС. Но если будет глобальная политическая воля — и в ЕС, и в США, и у Украины — это возможно. За три года его можно построить. Сама Украина этот проект политически не "потянет".
Какая по расчетам его пропускная способность?
— Где-то 50–60 миллиардов кубометров газа в год.
Это практически половина того, что мы в настоящее время транспортируем из России в Европу?
— Да. Сегодня мы качаем из России в ЕС около 120 миллиардов.
Комментарии