С экономистом 48-летним Борисом Кушнируком встречаемся в столичном парке Шевченко.
- Люблю здесь гулять. Особая атмосфера, - объясняет. - В Европе люди отдыхают прямо на газонах.
Приглашает в ресторан "О'Панас". В помещении играет спокойная музыка, журчит фонтан. Официант в красных шароварах и вышиванке приносит меню. Кушнирук заказывает черный кофе.
Премьер-министр заявил, что в этом году экономика упадет на 5 процентов. Этот Кабмин способен провести реформы?
- Яценюк как глава правительства пытается выглядеть более оптимистично, чем ситуация на самом деле. Падение экономики будет глубже. Сейчас - прежде всего из-за ситуации на Донбассе. Бизнес во время войны в растерянности. Не знает, вкладывать ли деньги, а если и вкладывать, то куда.
Нам нужны реформы. Но они тоже могут спровоцировать падение экономики. Например, спрос населения будет падать. Потому что имеющаяся структура потребления - неправильная. Доходы людей очень низкие, поэтому большую часть заработанного тратят на питание.
Бывший министр экономики Грузии Каха Бендукидзе метко сказал: "Не выбирайте тех, кто уже доказал, что не может". Члены нынешнего правительства ни морально, ни интеллектуально не готовы к реформам.
Где больше всего проблем?
- В Министерстве соцполитики. У нас 16 миллионов людей получают социальные льготы. Это более трети населения. Ни одна страна себе такого не позволяет. Можем содержать максимум четыре – пять миллионов льготников. Для меня абсурдом являются так называемые дети войны. Знаю людей, которые застали войну, но благодаря успешным сыновьям или дочерям ездят по четыре-пять раз в год отдыхать. В милиции не найдете ни одного майора, который бы не сделал себе удостоверение ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС.
Проблем много везде. Но без изменений в социальном блоке очень тяжело на что-то рассчитывать. Говорят, у нас не доживают до пенсии. Это - демагогия. Как только человек достиг пенсионного возраста, оказывается, что мужчины доживают до 74-75 лет, а женщины - до 81-82. Это значит, что после выхода на пенсию женщина живет еще 25 лет. Нам не избежать повышения пенсионного возраста. В большинстве стран Европы он достигает 65-67 лет. Они ежегодно увеличивают его на три месяца.
На чей опыт должны ориентироваться?
- В Грузии в свое время вообще отменили все отчисления в пенсионные фонды. Но увеличили налог на доходы до 20 процентов. Потом за счет этого из бюджета выплачивали пенсию. Но я сторонник подхода, которого придерживалась бывший премьер Великобритании Маргарет Тэтчер. Взносы в солидарную систему - на уровне 10 процентов. Не уменьшив взносы в пенсионные фонды, оставим коррупцию. Ведь если человек прячет зарплату в тень - надо откупаться от проверяющих и конвертировать средства: нужно же где-то брать наличные.
Но еще больше злоупотреблений в энергетическом секторе?
- Ужасно коррумпированная система. Цена на газ для населения в пять-семь раз ниже, чем для промышленных предприятий. Это - большое поле для злоупотреблений. Когда-то я возглавлял ЖСК. Обратился в Киевгаз, чтобы установили счетчики на дома. У них началась истерика. Потому что реальное потребление газа населением - в несколько раз меньше, чем они декларируют. Нормативы потребления остались на уровне 1960 - 1970-х. Его и списывают по этим нормативам, а сэкономленный отдают коммерческим структурам по 600 долларов за тысячу "кубов". Представьте, какую прибыль ежегодно получают. Юлия Тимошенко боролась с Фирташем не за прозрачную систему в облгазах, а за контроль над этими доходами.
Придется сейчас эту систему потрясти?
- Не просто потрясти. Пока у нас есть несколько цен на газ, возможности для злоупотреблений - невероятные. Нужно привести систему к рыночному механизму.
Как уменьшить потребление газа?
- Надо стимулировать энергосбережение. Когда-то предлагал провести тепломодернизацию. В ней нуждаются примерно 115 тысяч многоквартирных домов. На эти цели потребуется около 500 миллиардов гривен. Таких средств у государства никогда не будет. Надо предлагать людям модернизацию в кредит. Деньги под 2-3 процента годовых на утепление дома, скажем, на 15 лет. Для большинства это не будет обременительно и позволит экономить газ.
Что получится, если и дальше не будем проводить реформ?
- Опять вернусь к словам Кахи Бендукидзе. Он когда-то сказал, что не знает, как Украина может выжить как государство. Вопрос не только в неэффективности и популизме, но и в элите, которая не хочет изменений. Наоборот: стремится подстроить систему под себя. Такая ситуация везде - в судах, армии, прокуратуре. Куда ни глянь - видим страшную деградацию. Если не разрушим старую систему и не учредим заново государство, следующий взрыв снесет всех. Впечатление такое, что ждать осталось недолго. Раньше ребята стояли со щитами и дубинками, а сейчас у них на руках сотни тысяч единиц оружия. Ахметов заигрывал с сепаратистами, а теперь даже носа не кажет на улицу в Донецке. Можем такую же ситуацию получить в Киеве. Когда крутые и надменные побегут вместе с охраной, потому что стрелять будут во всех.
Сколько у нас времени?
- Несколько месяцев. Надо ставить вопрос о разгоне парламента. Изменить избирательную систему на пропорциональную с открытыми списками. Если оставим старую, есть большой риск, что зайдут те же.
Американский миллиардер и меценат Джордж Сорос заявил о создании стратегической группы советников для помощи Кабмину в реформировании Украины. Это должно помочь?
- Запад поможет только при условии, если мы сами захотим создать некоррумпированную систему. В Украине достаточно образованных и нравственных людей. Но власть не хочет перемен. Знаю Арсения Яценюка давно. Пока он действует как человек, который думает о своем имидже. До сих пор не видели ни одного непопулярного шага правительства. Между тем бюджет продолжают разворовывать.
Олицетворение изменений для украинцев - это президент, потому что его избирает весь народ. Но большинство не понимают, что у него - ограниченные полномочия. Порошенко не формирует правительство. Он только подает в Верховную Раду кандидатуры министров обороны, иностранных дел, глав Службы безопасности и Национального банка.
Что нужно делать уже сегодня?
- Реформы не обязательно предполагают непопулярные шаги. Возьмем для примера первое решение правительства консерваторов британского премьер-министра Дэвида Кэмерона. Их экономика в 10 раз больше украинской. Они распорядились обнародовать все расходы бюджета, превышающие 500 фунтов (10 тыс. грн. - "ГПУ"). Государство не может покупать товары и услуги в компании, где владельцами являются офшоры. Не может иметь дела со структурами, за которыми стоит непонятно кто.
Следующий шаг - обязать всех чиновников сдавать декларации о доходах и расходах. И не только свои, но и членов семей. Это должно быть записано в законе. Если не хочешь обнародовать - не можешь работать государственным служащим.
20 километров в день проходит пешком Борис Кушнирук.
Наездил 13 тысяч километров
Борис Кушнирук пишет аналитические обзоры. Среди заказчиков - украинские и иностранные бизнес-структуры, чиновники. Хочет создать аналитический центр, специализирующийся на экономике и политике.
- Устал быть экспертом и советником, - говорит. - Подготовил столько закрытых и открытых записок, которые лежат в ящике. Пишешь, рассказываешь, объясняешь, а все остается по-старому. Потому что люди чаще думают, как украсть, чем как что-то изменить к лучшему.
Родился в Киеве. По образованию - экономист. До 1997 года - председатель правления банка "Юнекс". Два года был консультантом по вопросам развития банковского сектора при Кабмине. Член Украинской народной партии.
В позапрошлом году баллотировался в народные депутаты в округе № 154 на Ровенщине. Проиграл Валентину Королюку из "Батькивщины".
Кандидат в мастера спорта по шахматам. Любит кататься на водных лыжах.
За 10 лет за рулем наездил 130 тыс. км.
Неженат, детей нет.
Комментарии
5