вторник, 08 сентября 2009 07:40

Народний рух отпраздновало 20-летие

Автор: фото: Андрей ШМАТОВ
  Нынешний и бывший лидеры Народного руха Борис Тарасюк (слева) и Геннадий Удовенко общаются возле памятника Вячеславу Чорновилу на улице Грушевского в Киеве
Нынешний и бывший лидеры Народного руха Борис Тарасюк (слева) и Геннадий Удовенко общаются возле памятника Вячеславу Чорновилу на улице Грушевского в Киеве

Торжества по случаю 20-летия Народного руха Украины начались с возложения цветов к кресту на трассе Борисполь—Золотоноша, где погиб Вячеслав Чорновил. Потом переместились на Байковое кладбище к могиле бывшего лидера руховцев.

Опираясь на палку, к захоронению Чорновила  медленно идет один из кормчих Руха Геннадий Удовенко, 78 лет. Сжимает букет хризантем.

— Тяжело было тогда выбить здесь место для него, — вспоминает Удовенко, как хоронили Чорновила. — Пришлось пробиваться до самого президента. А Кучма говорит мне: "А чего мы должны его здесь хоронить? За какие заслуги?" Вот это наш менталитет!

Удовенко обступают люди. Внимательно слушают.

— Рух всегда был бельмом в глазу Кравчуку, Кучме и Ющенко. Они делали все для того, чтобы уничтожить его, — говорит, глубоко вздыхая. — Я страстный сторонник Ющенко, но столько вреда, как он, никто не сделал.

— А что он сделал плохого для Руха? — возмущается 55-летняя Екатерина из Ивана-Франковска.

— Попытался растворить Рух в "Нашей Украине", а потом в "Едином центре", — отвечает тот.

— Рух создавался для создания украинского национального государства, а не для разделения на партии и регионы. А наш президент делает попытку построить украинское национальное государство, — повышает голос женщина. — Ни один президент не сделал этого. Только Виктор Андреевич. И прошу прощения, Рух начал разъединять не Ющенко. Он разъединился до него.

Люди из толпы одобрительно кивают.

— Относительно возрождения украи нства, то в этом плане действительно лучшего президента не будет, — соглашается Удовенко. — Он единственный, кто не ездит в Москву на поклоны.

У ворот Байкового кладбища появляется нынешний лидер Руха 60-летний Борис Тарасюк. С ним несколько десятков однопартийцев. Держат цветы и флаги.

Тяжело сказать, что будет с партией

— Рух и Вячеслав Чорновил — нераздельные понятия. Потому мы пришли к этому святому месту. У нас есть обязанность перед ним — продолжить дело, ради которого он положил жизнь, — говорит Тарасюк.

Собравшиеся поют "Вечная память" и "Ой у лузі червона калина". Потом садятся в автобусы и едут к памятнику Чорновилу в центре Киева. Там собирается свыше 2 тыс. человек. Приходит поэт Борис Олийнык, 73 года.

— О! Бывший исключенный из Компартии пришел на праздник Народного руха, — улыбается ему Удовенко. Обнимаются.

— У Руха есть будущее, — отмечает поэт. — Единственное, что его не нужно было превращать в партию. Это должен был быть народный фронт, который собирался бы по тревоге номер один. Потому что когда это партия, то она попадает в прицел внимания некоторых слуг народа.

Близ памятника Чорновилу стоят сторонники Руха из Запорожья. Одной женщине сдают билеты на поезд, на котором приехали. Им возвращают по 100 грн.

Председатель Сумской краевой организации Руха Екатерина Билолюбская говорит в микрофон:

— Я счастлива, что имела возможность работать с Чорновилом, с Удовенко, и я чрезвычайно счастлива, что имею возможность сегодня общаться, обниматься, целоваться с самым красивым председателем всех политических партий Борисом Тарасюком.

Подходит к нему и целует. Тарасюк алеет.

— Госпожа Екатерина, вы сделали Борису Ивановичу такую рекламу, хоть в журнал его подавай. Правда, не буду называть, в какой, — говорит в микрофон нардеп от блока НУ-НС, руховец 63-летний Вячеслав Коваль.

— В "Плейбой", — выкрикивает кто-то из толпы. Собравшиеся смеются.

После обеда руховцы следуют ко Дворцу культуры Киевского политехнического института — традиционному месту проведения руховских съездов.

В середину пропускают по приглашениям и через рамку металлоискателя.

— Юля приедет, — переговариваются две женщины. — Давай ближе к первым рядам сядем, чтобы посмотреть.

— Народний рух является образцом политической стойкости и идейности на протяжении 20 лет, — начинает выступление Тарасюк и посматривает на премьер-министра Юлию Тимошенко. Та сидит в первом ряду. — Нет никаких сомнений, если бы президентом в 1991 году стал Вячеслав Чорновил, мы сейчас жили бы в другом государстве. Потому накануне следующих выборов призываем все национально-демократические силы объединиться ради общего труда на благо нашего государства и народа. Если они не выдвинут единственного кандидата, Рух должен принять самостоятельное участие в выборах.

Тимошенко улыбается в сторону. Подходит к микрофону. Говорит, что демократические силы смогут победить на выборах президента, если выдвинут единственного кандидата.

— Тяжело сказать, что будет с партией дальше, — потихоньку говорит сидящая в зале 42-летняя львовянка Татьяна Крушельницкая. — Наша организация не вполне согласна с сегодняшним руководством. Оно больше думает о месте в политике, чем об Украине.

Руховцы всегда собираются в зале Политеха

Рух берет свое начало с 1989 года. Днем его основания считают учредительные собрания, состоявшиеся в Доме культуры Киевского политехнического института 8-10 сентября 1989-го. С тех пор все съезды Рух устраивает только в зале Политеха.
Первым председателем тогда еще общественно-политического объединения "Народный рух Украины" избрали писателя Ивана Драча, председателем политсовета — диссидента и политзаключенного Михаила Гориня.
С декабря 1992 года председателем НРУ был Вячеслав Чорновил. Рух фактически превратился в политическую партию. После гибели Чорновила  в марте 1999-го партия раскололась. Часть руховцев создала Украинскую народную партию во главе с Юрием Костенко.
Нынешний лидер партии Борис Тарасюк вступил в нее в марте 1999-го, а возглавил через четыре года. Предшественником Тарасюка был Геннадий Удовенко.

Чорновил первым применил рекламу на биг-бордах

Накануне празднования 20-летия Руха появились рекламные плакаты. На них — бывший лидер партии Вячеслав Чорновил и надпись "20 лет. Все начиналось с него". Похожие биг-борды с надписью "20 лет держим слово" с фото нынешнего лидера Народного руха Бориса Тарасюка несколько месяцев развешены по Украине.

11 лет тому назад, в 1998-ом, всю страну поразили руховские биг-борды "Нужны изменения. Народний рух Украины. Вячеслав Чорновил". Это была первая политическая реклама, которая массово появилась в стране. Надпись сопровождала рисунок Пабло Пикассо — голубь и женское лицо. Коммунисты, главные оппоненты руховцев, стали закидывать, что Пикассо был левых политических взглядов. А следовательно, его работа не может быть использована в "националистической" рекламе Руха. Но биг-борды оказались такими удачными, что на несколько лет стали ассоциироваться с руховской идеей. Впоследствии появились не менее популярные плакаты Руха "Бандитам — тюрьмы".

Разработчиком плакатов "Нужны изменения" был психолог и политтехнолог Ярослав Лысюк. В 2004 году он придумал оранжевую символику и спланировал агиткампанию кандидату в президенты Виктору Ющенко.

Сейчас вы читаете новость «Народний рух отпраздновало 20-летие». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть