- 90 процентов крупных предприятий Украины находятся у Партии регионов, поэтому ее сложно свалить, - говорит инженер-технолог 30-летний Владимир Волошко из Полтавы. Пьет яблочный сок из 1,5-литрового пакета. - Даже если мы будем стоять на Майдане, они найдут деньги, чтобы заплатить людям, которые пойдут против нас. Это внутренние войска, спецслужбы. Можно привлечь иностранные.
8 декабря Владимир стоит между двумя палатками на столичном Крещатике. Рядом возле бочки с дровами греются трое мужчин. От белого дыма режет глаза. В воскресенье утром митингующие пришли на Майдан на третье всенародное вече.
- Я взял горячего борщика, жду тебя за столом, - дергает Владимира за рукав друг Кирилл и кивает в сторону деревянного стола посреди улицы. Берут два литровых стакана борща. На тарелке несколько ломтей черного хлеба и пластмассовые ложки. Начинают обедать.
Из подземных переходов к Дому профсоюзов идут люди. Здесь оппозиционеры устроили штаб с кухней и пресс-центром. Охрана за забор пускает только по удостоверениям. Оттуда волонтеры выносят на подносах бутерброды с колбасой и сыром, порезанные лимоны, печенье в коробках.
- Берите витаминки, - улыбается прохожим девушка лет 20. У нее на лице - медицинская маска. Несет ящик с нарезанными яблоками. Люди берут по несколько штук. Раздает за 10 мин.
Слева от главного входа мужчина в черной куртке достает из пакета красно-серый шарф. Вешает на белую палатку. Здесь таких около двух десятков. Рядом на колонне плакат: "Выдача вещей после 15.00". На полу - полсотни пакетов и клетчатых сумок с одеждой. Поверх свалены куртки, пальто и кожухи. Двое мужчин приносят большую сумку с новыми черными носками.
К 12.00 Майдан заполнен. Люди повсюду - на дорогах, тротуарах, парапетах. Почти все - с желто-голубой символикой.
- Здесь уже есть миллион! - выкрикивает в микрофон ведущий со сцены.
- Ураааааа! - кричит толпа.
После молитвы 33-летняя Евгения Тимошенко зачитывает обращение матери - бывшего премьера Юлии Тимошенко:
- Призываю вас сформировать новое правительство народного доверия и Центральную избирательную комиссию народного доверия и мирным путем приводить их к власти. Немедленно на Майдане утвердите группу авторитетных военных от гражданского общества и оппозиции, которые безотлагательно начнут переговоры с руководителями армии и силовых структур всех уровней об их переходе на сторону народа.
Митингующие аплодируют. Еще 40 мин. слушают выступления лидеров оппозиционных партий. Те говорят об отставке правительства и президента.
- Это людей удовлетворило бы, - кивает в толпе пенсионерка 57-летняя Татьяна Голик из Житомира. - Мы не можем жить при этой власти, которая разворовала народ до последней копейки, последнюю рубашку сняла. Пока хотим преодолеть власть мирно. Но если не выйдет, то революцией. Пусть бы меня тут на этом Майдане и убили, но, чтобы мои дети и внуки жили лучше. Максимум за неделю здесь все решится. Народ вынудит Януковича сесть на самолет и улететь на какой-то остров.
Волонтеры разносят обед. Это гречка с мясом, квашеная капуста и булка. Угощают чаем и кофе.
Со сцены народный депутат от "Батьківщини" Александр Турчинов призывает сформировать колонну и идти на ул. Институтскую - для расширения территории палаточного городка. Несколько тысяч трогаются за политиками. Те в салатовых накидках с надписью "Народный депутат".
- Это, чтобы сразу убивали, - улыбается ударовец Валерий Карпунцов, 35 лет.
- Янукович, мы тебе даем 48 часов! - кричит нардеп от "Батьківщини" 47-летний Сергей Пашинский. - Если за это время Захарченко не будет арестован, правительство Азарова отправлено в отставку, не освободят политзаключенных - мы идем на "Межигорье".
Пикетчики проходят мимо Администрации президента. Двор на ул. Банковой заполнен милиционерами и "беркутовцами". У них на головах каски. На шеях висят противогазы. Передние ряды держат железные щиты. Колонна идет на ул. Грушевского. Здесь устанавливают три военные палатки. На перекрестке Банковой и Лютеранской - четыре. Под Министерством внутренних дел - еще три. Территорию ограждают колючей проволокой.
- Я пришел сегодня, потому что хочу быть со своим народом, - рассказывает 32-летний Олег. Живет в Киеве 12 лет, родом из Харькова. - Но давайте говорит честно. Евромайдан реально только сегодня открыл глаза на то, что у нас нет лидера. Нет оппозиции, ни фига нет. Есть разгневанный народ наедине с Януковичем и сворой его псов. И кажется мне, народ не победит. Пройдет несколько недель, может, пара месяцев, и народное возмущение остынет. На Майдане останутся 200-300 человек самых стойких. Их подвинут в уголок под стелу, чтоб не мешали. Надо было сразу блокировать "Межигорье". Не дать Яныку выехать. А теперь момент упущен.
На обочине ул. Институтской двое мужчин держат растяжку "Есть яйца - выходи на Майдан". Один из них в красном шлеме с наклейкой "Я не уйду с Майдана до отставки Януковича".
- Во-первых, это призыв ко всем мужчинам, чтобы вставали с дивана и пришли сюда отстоять себя и свою семью. Понимаю, что у нас очень много женщин-патриотов, но защищать - все же мужское дело, - говорит 30-летний Владимир Гурко, львовский предприниматель. - Хожу в шлеме, потому что не исключаю возможность силового разгона. Хоть не думаю, что власть так для себя что-то решит - этот Майдан начался с силового решения проблемы.
52-летний Николай Козовой, предприниматель из Черкасс, держит портреты Виктора Януковича и Николая Азарова в форме эссэсовца. Также на плакате надписи "Враги" и "Доставить живым или мертвым".
- Так раньше разыскивали преступников на Диком Западе, - объясняет. - Вон Янукович уже направился в Китай - пересидеть. И в Россию съездил, потому что с кем еще договариваться? Избиением людей закрыл себе дорогу в Европу. С Путиным у них и ментальность похожа. Оба бандита - только тот кагэбист, а этот с зоны пришел.
Комментарии