— Партия регионов взбунтовалась и готова голосовать за освобождение узников совести. В парламент прибыл Янукович. Он "прессует" депутатов, — говорит в среду под вечер 51-летний Александр Бригинец, нардеп из "Батьківщини".
В этот день в Верховной Раде рассматривали амнистию для протестующих. Было четыре законопроекта. В кулуарах рассказывают, что более 50 "регионалов" были готовы голосовать с оппозицией. Поэтому приехал Виктор Янукович. Убеждал поддержать законопроект своего представителя в парламенте Юрия Мирошниченко. Тот предлагал освободить задержанных и тех, против кого нарушены дела, в обмен на освобождение всех админзданий и разблокирование улиц.
— Кто ответит за человеческие жертвы? Сколько еще будет смертей? Пока людей будут вывозить в лес? — выкрикивает Януковичу журналистка. Тот выходит от депутатов. Президент отворачивается. За ним — восемь охранников. Через полчаса опять приходит к своим депутатам.
— Нам было сказано, что президент рассматривает возможность роспуска парламента, — рассказывает в кулуарах лидер УДАРа 42-летний Виталий Кличко.
— Он говорил не только о роспуске. Откровенно сказал о президентских выборах, — добавляет "регионал" 56-летний Владимир Олийнык. — Говорил: пожалуйста, я готов. Но пусть лидеры оппозиции берут на себя дальнейшую ответственность за развитие событий.
В 22.40 спикер Владимира Рыбак ставит на голосование законопроект Мирошниченко. 232 — "За". Из них — 11 внефракционных, 189 "регионалов" и все 32 коммуниста. 15 "регионалов" не голосовали.
— Они только что проголосовали закон о заложниках, — говорит лидер "Свободы" 45-летний Олег Тягнибок. — Власть признала, что она этих заложников берет. В законе есть даже отдельная статья об этом (закон вступает в силу через 15 дней. — "ГПУ").
— Власть получила передышку, чтобы перегруппироваться и выйти на силовой вариант, — говорит депутат 52-летняя Инна Богословская. Она вышла из Партии регионов после разгона студентов 30 ноября. — Используют эти 15 дней, чтобы избавиться от тех, кто не подчиняется их приказам. Сгруппируют силы для нападения. Прольется кровь. Будет война власти с собственным народом. Впервые за историю украинского парламентаризма президент приехал и пугал тем, что всех посадят.
"Регионалы" в кулуарах рассказывают, о чем шла речь на встрече с Януковичем:
— Он сказал: "У меня было кровоизлияние, я лежал под капельницей. Но увидев, что здесь происходит, приехал к вам".
Такого мата я не слышал давно. Он грозился закатать всех в асфальт. Пересажать к такой-то матери. Говорил, что на каждого из нас у него есть дело.
В среду пресс-служба президента сообщила, что Янукович на больничном с простудой и высокой температурой.
За год президент встречался с фракцией четыре раза. Дважды 29 января, раз 25 января и в сентябре, когда требовал голосовать за законы, необходимые для подписания Соглашения об ассоциации.
— Для Януковича главное было сохранить единство фракции. Она могла распасться, — считает политолог Сергей Таран. — Мог потерять Верховную Раду, было бы переформатирование большинства, новое руководство парламента. После этого голосования остается опасность силового разгона Майдана. Опять возвращаемся к какому-то дикому пониманию коллективного права. Власть считает, что все протестующие ответственны за какие-то действия. У нас такое было во время подавления крестьянских восстаний Красной армией. Этим правом пользовался военачальник Блюхер. Тогда карали и родственников партизан. Блюхера в 1930-х расстреляли. Это право применяли немцы во время Второй мировой, когда брали заложников. Голосованием в Раде власть показала, что не готова на цивилизованное решение конфликта. Это обычное взятие заложников.
Комментарии