С народным депутатом от Партии регионов Еленой Лукаш встретились в "Доме кофе", что в Пассаже на Крещатике. На комплимент корреспондента "ГПУ" относительно новой прически сухо ответила — "в курсе". Попросила переходить к вопросам. Сразу же предупредила, что не собирается рассказывать о личной жизни. Не захотела говорить и о том, почему решила стать народным депутатом.
Известной Елена Лукаш стала в ноябре 2004-го, когда представляла Виктора Януковича в Верховном Суде на процессе по фальсификации результатов второго тура президентских выборов.
— Тогда меня больше всего поразил подход судей, — Лукаш говорила на русском. — Они использовали понятие "дух права". Этого никогда не было в нашей правовой системе. Она всегда базировалась только на законе. А право — вещь очень субъективная. Вы думаете, что вы правы — а я считаю, что я. У нас используют дух права, когда нужно принять политическое решение и легализовать его. Начинают нюхать Конституцию. Вызывают дух права, как на спиритическом сеансе...
Вспоминая это, Лукаш устало облокачивается на стол.
Шансы выиграть тогда были?
— В той ситуации никто из нас ничего сделать не мог. Мы приводили аргументы на основе действующих законов и судебной практики. А наши оппоненты собрать доказательства своевременно не успели. Не смогли нормально их зафиксировать. Их исковое заявление было на двух сторонах одного листа. Даже фамилия на одной стороне была написана "Катеренчук", а на обратной — "Катеринчук". Вот такие документы подавали тогда судьям.
Ни в одном законе вы не найдете, что суд имеет право собираться всей палатой и разрешать прямую трансляцию судебного процесса. Хотя бы для того, чтобы можно было допросить свидетелей. Смысл же в том, что они должны свидетельствовать независимо от других. На их показания не должно ничего влиять. Они не должны слышать, что говорили другие свидетели. А решение о третьем туре — это изобретение самих судей. Об этом даже истцы не просили.
Тогда это объясняли пробелами в законодательстве...
— Никаких пробелов там не было. Они стали заложниками своего же Закона о выборах президента. "Нашеукраинцы" писали, рассчитывая помочь оппозиционному кандидату. Хотели застраховаться от возможных решений апелляционных судов, чтобы на всеукраинском уровне никто не мог забрать у их кандидата победу. Они преднамеренно записали, что недействительными можно признавать выборы только на конкретном участке, и решение нужно было оспаривать в течение двух суток. Также запрещалось отменять результаты в больших масштабах — закон не позволял признавать недействительными результаты даже в пределах округа. Но сама же "Наша Украина" оказалась неготовой выполнять свой закон.
Но все, что было, прошло. Я больше не хочу об этом говорить.
При формировании нового правительства с рядовыми депутатами советовались, кого куда назначать?
— Я не принимала участия в делении портфелей. Но за новое правительство абсолютно спокойна. Знаю, что под руководством Виктора Януковича эти люди будут или работать каждый день много и плодотворно, или не работать в правительстве вообще. Нет никакой разницы, кто сейчас туда вошел. Главное, как покажет себя каждый министр.
А Луценко?
— Луценко больше не будет приносить на заседание Кабмина яйца и рассказывать анекдоты, которые кажутся ему очень смешными, — Лукаш повышает голос и говорит с прижимом, отчеканивая каждое слово. — Мы проголосовали за него, чтобы показать, кто он в действительности. Еще вчера клеил на нас какие-то ярлыки, а сегодня легко от всего отказался. Ему все равно придется серьезно работать. У всех министров работы будет столько, что они вообще забудут, какую партию представляют. А плохая работа приведет к отставке.
На одной стороне было написано "Катеренчук", а на обратной — "Катеринчук"
Вы принимали участие от Партии регионов в недавних переговорах у президента...
— Мы хотели найти точки касания с нашими партнерами и начинать работу. В ответ все время слышали: нет, давайте сначала все детально запишем. А мы не хотели сидеть, месяцами разрабатывать коалицию, которая потом просуществует считанные дни. Для них было важно, что будет написано. А для нас — что будет сделано.
Партия регионов планирует изменять Конституцию?
— Да, ее нужно доработать. Но последние споры относительно того, обязан ли президент вносить в Верховную Раду поданную кандидатуру премьера, абсолютно искусственны. В той же 106-й статье написано, что президент является Верховным главнокомандующим, представляет страну на международных переговорах, выдает указы. Он что — может по собственному желанию делать все это или не делать?
Как вам работается с Януковичем?
— Очень комфортно. Он очень надежный.
Как это — "надежный"?
— Янукович всегда держит свое слово. Это одна из его самых лучших черт. Он системный и очень трудолюбивый человек. Могу сказать о себе. Его назначили в пятницу, а в понедельник в семь пятьдесят утра он позвонил мне и поднял, честно говоря, с кровати. Ему нужна была юридическая консультация. Перед этим он уже успел поговорить со многими нашими специалистами.
Если Янукович ставит задание, то всегда поможет его выполнить. К нему всегда можно зайти за советом. Я многому у него научилась. Потому и спокойна за работу Кабмина. Мы слышали об одном министре из предыдущего правительства, что он приходит на работу в двенадцать. Пьет кофе, а потом разговаривает по телефону со своей семьей. Теперь такого не будет. Не будет общего катания на коньках, санях...
Говорят, что юристы на политиках зарабатывают намного больше, чем на ком-либо другом?
— С политиками работать сложнее. Адвокат — абсолютно независимый человек. Он сам планирует свое время. Сам себе определяет гонорар, избирает клиентов. Работая же с политиками, во многом себе отказываешь. Работа круглые сутки. Времени на личную жизнь не остается. Но в то же время это очень интересно. Начинаешь лучше понимать все происходящее в стране. Начинаешь смотреть на нее будто с высоты. Это очень полезно. И я никогда не пожалею, что получила такой опыт.
А как относительно заработков?
— Тяжело говорить обо всех юристах. Больше всего зарабатывают те, кто работает со всеми. Переходят от одного политика к другому. Защищают сегодня один завод, завтра — другой. Они просто берут почасовую плату. Я пошла другим путем. Для меня сотрудничество с политиками нашло неожиданное продолжение: началась политическая карьера. Мне сейчас новый опыт и эмоции интереснее обогащения.
1976, 12 ноября — родилась в городе Рыбница, Республика Молдова
2000 — окончила Академию труда и социальных отношений Федерации профсоюзов по специальности юрист
2001 — адвокатская деятельность
2001 — директор ООО "Агентство "Именем Закона"
2004 — юрист избирательного штаба Виктора Януковича
2004 — представитель Виктора Януковича в Верховном Суде
2006 — депутат Верховной Рады от Партии регионов
Комментарии
2