— Уважаемые народные депутаты, из нашей страны люди выезжают не только потому, что маленькая зарплата и нет работы. Они едут, потому что теряют веру в фундаментальные ценности нашего государства: закон — для всех и справедливость — для каждого, — говорит генеральный прокурор 52-летний Юрий Луценко на вечернем заседании Верховной Рады во вторник, 11 июля.
Пришел в сессионный зал вместе с руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назаром Холодницким, 32 года.
Парламент рассматривает представление Генпрокуратуры о снятии неприкосновенности с пяти депутатов — Евгения Дейдея и Максима Полякова из "Народного фронта", Олеся Довгого из группы "Воля народа", Андрея Лозового из Радикальной партии и исключенного из фракции "Блок Петра Порошенко" Борислава Розенблата. Все не считают себя виновным и не соглашаются с доказательствами стражей порядка.
Дейдея обвиняют в незаконном обогащении. Он якобы скрыл покупку двух авто и квартиры. Довгого — в злоупотреблении властью на должности секретаря Киевского городского совета. В 2007 году почти 100 га земли заповедника "Жуков остров" вывели из собственности общины. Лозового подозревают в уклонении от уплаты налогов на сумму 1,7 млн грн. Полякова и Розенблата — в получении взяток $7,5 тыс. и $280 тыс. за содействие в добыче янтаря. Представления рассматривают больше 4,5 ч.
Депутаты голосуют за снятие неприкосновенности с Довгого, Полякова и Розенблата. Для задержания и ареста двух последних не хватает голосов. Как и для привлечения к уголовной ответственности Дейдея и Лозового.
— Если парламент не принял решения в этот раз, то с сентября будет рассматривать этот вопрос опять, — говорит Юрий Луценко.
— Системной борьбы с коррупцией нет, показало голосование в Верховной Раде, — говорит политолог 61-летний Александр Кочетков.
— Президент Петр Порошенко хочет выглядеть перед выборами реформатором. С другой стороны, ему нужно показать себя борцом с коррупцией перед новой администрацией Соединенных Штатов. Депутаты это прекрасно понимают. Они не хотят быть жертвенными баранами. Под давлением Администрации президента и Генпрокуратуры с Полякова и Розенблата неприкосновенность сняли. Но арестовать никого не позволили, потому что не хотят создавать прецедент. Это своего рода парламентский бунт.
Вся наша высшая политика базируется на "договорняках". Сверху — между олигархами, ниже — между депутатами и руководителями фракций, Администрацией президента и Кабинетом министров. Эту систему может переломить лишь президент. Для этого сам должен освободиться от круговой поруки ближайшего окружения, отдать его под расследование. Но Порошенко психологически не способен на такое.
— Депутаты не хотят вредить своим межфракционным, товарищеским отношениям. Поэтому принимают дипломатичные решения, — говорит журналист Юрий Бутусов, 41 год.
— Ситуацию должны менять избиратели. Понимать, за кого голосуют. С другой стороны, пять лет полномочий народных депутатов — это многовато. Срок их пребывания на должности нужно сокращать до двух-трех лет. Политическая элита должна быстрее обновляться естественным путем. Выборы нужно проводить чаще. Тогда система будет более динамичной и более гибкой, а значит — и более эффективной.
На очереди еще четверо
Специализированная антикоррупционная прокуратура внесла на согласование генпрокурора представление о снятии неприкосновенности с члена фракции "Народный фронт" 38-летнего Дениса Дзензерского. Его подозревают во внесении недостоверных данных в декларацию. Якобы не показал финансовые обязательства на сумму почти 2 млрд грн.
Уроженец Днепра Денис Дзензерский попал в парламент по партийному списку. В Верховной Раде предыдущего созыва представлял ВО "Батьківщина". До этого занимал одну из руководящих должностей в компании "Веста", которая производит аккумуляторные батареи. Мастер каратэ.
Раньше стражи порядка сообщили о представлении на снятие неприкосновенности с трех представителей "Оппозиционного блока" — Михаила Добкина, Александра Вилкула и Евгения Бакулина.
Комментарии