— Порошенко имеет успехи во внешней политике, но его кадровая политика — неудачная. Руководствуется критерием — преданный человек или нет. И не вижу, чтобы Петр Алексеевич был готов работать по-новому. Есть провалы и в работе во фракции, — говорит 60-летняя Наталия Новак, народный депутат из фракции "Блок Петра Порошенко".
Встречаемся 29 февраля в ее кабинете на ул. Садовой в столице. Два телефона "Самсунг" старой модели ставит на виброрежим. Во время разговора четыре раза отвлекается на звонки. Комната тесная. В ней два рабочих стола: Новак и помощницы.
— Сейчас обществу насаждают стереотип "плохой премьер-министр" и "хороший президент". Но глава государства имеет наибольшую фракцию в парламенте. И сказать, что он там не влияет на ситуацию, нельзя. Если украинцев не будет устраивать вся властная вертикаль — тогда стоит переизбирать всех, — говорит Наталия Васильевна.
Давнего бизнес-партнера президента, заместителя руководителя фракции Игоря Кононенко обвинили в продвижении своих людей в исполнительную власть. Глава государства способен пожертвовать им?
— Петру Алексеевичу предлагали, чтобы Кононенко сложил депутатский мандат. Но на заседании фракции президент сказал: этого никогда не будет. Он считает Игоря Витальевича честным человеком и хорошим менеджером. Конечно, вина каждого должен быть доказана. Но были выбросы негативной информации относительно Кононенко. И глава государства должен избавляться от всего, что вызывает сомнение у людей и подрывает его авторитет.
Вскоре после оранжевой революции к власти пришла Партия регионов. Сейчас "Оппозиционный блок" имеет около 10 процентов поддержки. И это без Крыма и оккупированной территории Донбасса.
— Рейтинг "Оппоблока" растет. Потому что часть населения вспоминает, что тогда пенсия была выше, а товары дешевле. Но люди не понимают или забыли: именно "регионалы" довели страну до края. Эта политическая сила при власти была непродуктивна. И в оппозиции осталась такая же. В Верховной Раде они служат "костылями" власти. Когда голосов не хватает — добирают у "Оппозиционного блока". Против их руководства открыты уголовные осуществления. В любой миг им могут дать ход. В прошлом созыве парламента работа оппозиции была заметна: блокировали трибуну, добивались поправок к законопроектам. А сегодня Владимир Гройсман нарушает регламент, ставит по 20 раз на голосование одни и те же законопроекты. Протестуют лишь отдельные депутаты от большинства. А "оппозиция" сидит, как откормленные гуси, — ничего не требуют.
Почему делам бывших "регионалов" не дают ход?
— Судебная и правоохранительная ветвь власти "хромают". Прокуроров выбирали-перевыбирали, но выбрали тех же. Вроде бы хотели люстрировать судей, однако стремление к переменам захлебнулось. Потому что "ворон ворону глаз не выклюет". Нет независимого органа, который бы все это пересмотрел.
В парламенте сейчас есть коалиция?
— Фактически нет — потому что есть заявления "Самопомочі", "Батьківщини" и Радикальной партии о выходе из коалиции. В Верховной Раде работает ситуативное большинство — в зависимости от того, какой вопрос обсуждается. Сейчас руководители фракций ведут переговоры с президентом, спикером, как найти выход из политического кризиса. Стоит вопрос о переформатировании коалиции и правительства.
Переформатирование решит проблему?
— Надеюсь. Но отношусь к этому скептически. Формирование новой коалиции, а значит, нового правительства — больше политические игры. Опять можно договориться об определенных квотах, распределении министерских должностей. Назвать новое правительство технократическим. Но не будут ли те "технократы" представителями политических партий или чьих-то бизнес-интересов? К тому же как из тех же политических сил составить качественно другую коалицию?
Кому такое "брожение" парламента выгодно?
— Тем, кто хочет "сесть на потоки", но не дают. Переформатирование коалиции и правительства — благоприятное время для "проталкивания нужных людей".
Перевыборы Верховной Рады будут выходом из кризиса?
— Ситуация зашла в тупик — следовательно, нужно что-то менять. Можно создать новую коалицию, сформировать новое правительство. Но Верховная Рада сейчас представляет преимущественно бизнес и олигархов, и меньшей мерой — народ. Можно попробовать перезагрузить ситуацию, поработать до осени. Если не выйдет — тогда перевыборы.
Страна выдержит еще одни преждевременные выборы в условиях войны и кризиса? Это не будет тормозить реформы?
— Часть реформ уже запущена. Они будут проходить независимо от того, кто будет руководить министерством. Перевыборов бояться не нужно. Общество, как через сито, таким способом отсеивает неэффективных людей. Но в таком случае нужен новый избирательный закон. Потому что мажоритарка опять приведет в Верховную Раду старые кадры. Необходимо открыть избирательные списки.
Зачем принимали закон "о партийной диктатуре"?
— Это попытка удержать депутатов во фракциях. Из партии "Блок Петра Порошенко" вышли несогласные с его линией депутаты и те, кто ориентируется на олигарха Коломойского. Раньше была тенденция "тушек", когда нардепы перебирались из оппозиции в правящую партию: чтобы получить должность или чтобы не преследовали бизнес. А теперь выходят из коалиции во внефракционные. Это новое явление в парламенте — звоночек: значит, политическая сила выстраивает неправильную линию.
Есть ли у власти потенциал для рывка в проведении реформ?
— Слабо верю в это. Если купили некачественную ткань, которая рвется, то из нее не пошьете хорошее платье.
У людей нет ощущения, что живут в справедливой стране. Что с этим делать?
— Справедливость можно установить или революционным, или эволюционным путем. Общественность должна давить на власть. С первого раза не вышло реформировать прокуратуру. Давайте еще раз проведем переаттестацию. Будем люстрировать, пока не добьемся результата.
Принятый парламентом закон об электронном декларировании не устраивает ни общество, ни наших западных партнеров.
— Должны проголосовать за то, чего требует Евросоюз. Чиновники будут пытаться уклониться от налогообложения, переписать имущество на родственников, друзей. Но есть общее декларирование. И если бабуля вдруг заявляет, что владеет дворцом в лесу, то финансовая инспекция должна этим заинтересоваться. Также нужно провести деофшоризацию. Положить конец регистрации бизнеса на островах.
Вроде бы все работают — и Верховная Рада, и правительство, и президент. Однако реформы затягиваются. Почему?
— В действительности немало чего изменилось. У нас появилась армия. Не идеальная, со старым генералитетом. Но идут консультации с НАТО, внедряются современные стандарты. Верховная Рада приняла кучу позитивных законов.
С другой стороны, просчетов тоже хватает. Некоторые народные депутаты навязывают в руководство государственных предприятий своих людей. Министров избираем по квотному принципу. Но сейчас вроде бы уже все поняли: подходы нужно менять. Моисей 40 лет выводил евреев из пустыни. Поэтому не удивительно, что и у нас это происходит не быстро.
11 стран посетила Наталия Новак. В частности, побывала в Норвегии, Германии, Италии, Венгрии, Литве.
Баллотировалась в столичные мэры
Наталия Новак родилась в Киеве. Мать была директором школы, отец — инженером на радиозаводе. Имеет три высших образования: историческое, юридическое и экономическое. 20 лет преподавала историю в одной из столичных школ. Работала на должностях заведующего отдела информации и рекламы, юрисконсульта, возглавляла юридический отдел в разных учреждениях столицы.
С 2001-го по 2012-й была депутатом Киевсовета. Последние два созыва — во фракции Виталия Кличко. На выборах 2012-го прошла в Верховную Раду от партии УДАР. В позапрошлом году стала народным депутатом по списку "Блока Петра Порошенко". Входит в группу "Антикоррупционная платформа". В прошлом году баллотировалась на выборах городского главы Киева от партии Анатолия Гриценко "Гражданская позиция". Собрала 5848 голосов киевлян.
Замужем. Муж 59-летний Леонид — историк. Имеет дочерей Ольгу и Евгению и двух внуков.
Кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике. Играет на пианино. Живет в квартире в Киеве, имеет дачу за городом.














Комментарии