— Добро пожаловать в самое безопасное место в Украине! - 21 февраля после обеда на баррикадах возле Центрального универмага на столичном Крещатике кричит в громкоговоритель усач в шапке.
От метро Театральная на Майдан идут сотни людей. Несут еду и одежду. 67-летняя Антонина Ухо держит сумку с домашней консервацией и четыре красные гвоздики.
— Когда по телевизору увидела, как убивают невинных детей, до сих пор успокоиться не могу, - вытирает слезы цветастым платочком. - Если бы сейчас кто-то дал автомат, то я сама того Януковича застрелила бы.
Антонина Васильевна останавливается напротив горадминистрации. Возле палатки, где принимают продукты для Майдана, выкладывает 3-литровую банку огурцов и четыре пол-литровые - малинового варенья.
— После стрельбы люди начали приносить втрое больше денег, пищи и одежды, - рассказывает волонтер 23-летняя Александра.
На столе стоит прозрачная шкатулка для сбора средств. В ней лишь крупные купюры - от 100 до 500 грн. Рядом останавливается киевлянин 38-летний Олег Малиновский. Сидит на инвалидной электроколяске.
— На Майдан с женой приезжаем четвертый день подряд, - Олег бросает в шкатулку четыре купюры по 50 грн. - Страшнее всего вчера было. Сначала стояли возле Главпочтамта. Когда начали в людей стрелять, мы поднялись к Михайловскому. Оттуда труповозка постоянно вывозила тела погибших. На заднем дворе при нас лежало 30 трупов.
На сцене Майдана транслируют заседание Верховной Рады. Показывают голосование за отставку министра внутренних дел Виталия Захарченко. Священник молится, собравшиеся крестятся и время от времени скандируют: "Героям слава". Когда голосование заканчивается, аплодируют и кричат: "Молодцы". Возле стелы запускают фейерверк.
— Рано ребята радуются, - возле магазина "Зара" ужгородец 47-летний Алексей Федун делает "коктейли Молотова" из пустых бутылок из-под пива и водки. - До настоящей победы еще далеко. Когда что-то конкретное в стране будет сделано, тогда победим. А так сегодня голосуют, а завтра - отменяют. Ни к власти, ни к оппозиции доверия нет
На тротуаре под стенами 5-этажного жилого дома стоят около пятиста 5-литровых бутылок и канистр с бензином.
— У нас бензина больше, чем на любой заправке, - Алексей правой рукой с мозолистой ладонью поправляет металлическую каску. - Смотреть надо в оба, потому что здесь титушки вокруг снуют. Постоянно к бензину с папиросой кто-то подойти хочет. Вчера один с желто-голубой лентой на куртке попросился к ребятам в палатку. Его пустили. А когда все уснули, в буржуйку плеснул бензина и давай убегать. Палатка полностью сгорела, двое ребят сильно обожглись. А его так и не поймали.
— Коридор делайте! Людей несут! - кричат ребята из самообороны. Идут с опущенными головами, держат шапки. Следом за ними несут два гроба с телами 28-летнего Владимира Жеребного и Романа Тачина, 33 года, из Львовщины. Собравшиеся поют гимн и скандируют "Героям слава!". Оба парня погибли на баррикадах на Грушевского 20 февраля.
— Мы с ними три месяца стояли на баррикадах бок о бок, - рассказывает 26-летний Виталий Рыбалко из Тернополя. - В полдень в тот день Рома сказал, что пойдет в туалет, а Володя решил глянуть, что возле Мариинского парка делается. Один направился вправо, второй - влево. На 5-6 метров отошли, и вдруг упали. Роме пуля попала в лоб, Володе - в ухо.
В толпе Виталий замечает немолодую женщину с бутербродами с сыром и колбасой. Машет ей.
— Это моя мама, - объясняет. - Она, когда о стрельбе услышала, сразу сюда приехала. Говорила: не могу дома сидеть, когда сын под пули идет. Носила бутерброды и помогала брусчатку разбирать для баррикад.
Панихиды по погибшим продолжаются на протяжении дня.
Вечером на Майдан приходят лидеры оппозиции Виталий Кличко, Олег Тягнибок и Арсений Яценюк. Они вернулись из парламента после голосования за законы, которые ограничивают власть президента. Люди свистят и выкрикивают "Позор" и "Зеку смерть".
— Сегодня у нас произошла маленькая победа, - первым на сцену выходит Виталий Кличко.
Ведущий вырывает микрофон и начинает молитву по погибшим. Люди успокаиваются. Как только слово берет Олег Тягнибок, опять поднимается свист. Через несколько минут под сцену приносят гробы.
— Вот где ваши договоренности, прямо перед вами лежат. Вы сегодня подписали соглашение и пожимали руку тому, кто убил этого человека, - кричит под сценой охранник Павел, 40 лет.
Священники опять начинают читать молитву. Арсений Яценюк и Олег Тягнибок слушают на коленях, Виталий Кличко постоянно стоит.
— Посмотрите на наших оппозиционеров. Какими же циниками надо быть, чтобы днем спокойно говорит с упырем президентом, а вечером прийти сюда и стоять на коленях перед мертвым героем? - плачет в голубом берете десантника 56-летний Олег Шаповал из Кировограда
На сцену прорывается парень в окружении мужчин в масках.
— Если до 10.00 завтра Виктор Янукович не подаст в отставку, будем штурмовать с огнестрельным оружием, - его выступление сопровождается аплодисментами и криками "Да".
Виталий Кличко прыгает со сцены. Его не успевают подхватить, падает на спину. Идет общаться с людьми. Большинство матерятся.
— Люди, я прошу прощения, что жал руку Януковичу, - через 40 мин. объявляет Кличко со сцены.
Выбегает лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош. Говорит, что сейчас не время ссориться - следует держаться кучи для решения проблем.
— "Правый сектор" не сложит оружие, не снимет блокаду ни одного из государственных учреждений, пока не будет выполнено самое главное наше требование - отставка Януковича.
— Майдан теперь изменился. Любой, кто выходит на сцену , должен понять - он будет нести ответственность за каждое слово. Уже не будет стоять там Яценюк и молоть херню. Хватит, натерпелись, - 45-летний Валерий слушает прямую трансляцию из Верховной Рады, которая звучит со сцены Майдана.
22 февраля здесь продолжается прощание с погибшими митингующими. Два дня тому назад возле Валерия убили трех майдановцев.
— Ребята перед глазами стоят постоянно. В грязи, порванных куртках, но с такими светлыми лицами.
Под стелой Независимости люди моют плитку. У подножия выставили свечи и цветы погибшим - здесь одно из молитвенных мест. Мусор собирают в пакеты, выносят за территорию баррикад. Останавливаются, когда мимо проносят гроб. Многие плачут. Двое мужчин несколько раз стреляют в воздух из пистолетов.
Место у входа в метро на ул. Институтской, где убили больше всего людей, устлано красными гвоздиками. На щитах висят фотографии погибших. На столбах остались следы от пуль.
— Это не АК- 47, их уже сняли с вооружения. Это снайперская пуля со смещенным центром, - ковыряет дыру в металлическом столбе 30-летний мужчина.
— Не говорите глупости. Снайпер, по-вашему, попал в столб специально? АК есть на вооружении ментов. Их там на складах миллионы лежат, - возражает парень в черной бандане. Запихивает в дыру палочку, конец которой показывает, откуда прилетела пуля. - Посмотрите - летела с проезжей части. Снайпера там точно не было - он же не лежал посреди дороги.
В Мариинском парке около тысячи человек убирают мусор после антимайдановцев и силовиков. Территорию Верховной Рады охраняют бойцы самообороны. Возле бокового входа со стороны ул. Шелковичной стоит накрытый одеялами черный "Мерседес". Окна и фары побиты, двери выломаны.
— Это так сегодня в Раду вернули депутата Грушевского из "Регионов". Он решил поехать домой. Люди машину обступили и его вытянули. Запихнули назад в двери Рады с криками "Иди, бл..дь, работай", - объясняет охранник.
Под вечер зал Главпочтамта заполнен людьми в белых халатах. Вдоль стен на одеялах и матрасах спят митингующие.
— Здесь медпункт, - говорит 30-летний Владислав. - Кто-то отдыхает. Огромное количество людей, которые были на страже, не спали по нескольку суток. Истощение большое, давление.
В Михайловском соборе около десятка священников служат литургию. Постоянно заходят и выходят люди.
Привезли освященный Папой Римским крест
В субботу утром к главной сцене Майдана несут 3-метровый деревянный крест. В 2004 году его освятил Папа Иоанн Павел ІІ.
- Он объездил 34 столицы мира. Был в самых горячих точках. К нам привезли на день. Это очень большая святыня. После того, где бывает этот крест, - наступает мир, - говорит со сцены священник римcко-католической церкви Станислав Широкорадюк. - Недавно внимательно перечитал Библию. У нас была такая же ситуация, как у египетского фараона, когда он не хотел отпускать людей из рабства. Бог послал на него 10 кар. Последним стало то, что отобрал у фараона ум. Такие же знаки делались с нашим руководством. Они игнорировали миллионы людей, которые стояли на Майдане. Смеялись, пили-закусывали и гуляли. Но этому пришел конец.
Комментарии