- У меня прекрасное настроение, потому что наконец почувствовал себя человеком, - улыбается внефракционный депутат 48-летний Тарас Чорновил. - Я смотрю на все эти склоки в парламенте и думаю: Боже, как хорошо, что я этим не буду заниматься.
Во вторник утром Чорновил сидит в курилке на первом этаже парламента. Пришел на предпоследнее заседание Верховной Рады шестого созыва. Он проиграл парламентские выборы в округе №212 в Киеве. Подкуривает папиросу "Мальборо". Его слушает "нунсовец" Юрий Гримчак. Листает проект госбюджета, состоящий из 461 страницы. Он - на непроходном месте в списке Объединенной оппозиции "Батьківщина".
- Если бы я прошел в парламент, очутился бы в глупой ситуации: к власти не пошел бы, к Тягныбоку страшно, к Яценюко - стыдно, - затягивается Чорновил. - Я освободился от этой дилеммы. Ко мне подходили несколько не последних людей и тихонько говорили: "У тебя есть коридор, можешь зайти в наивысший кабинет, поклонись низко в ножки и скажи: "Федорович, погорячился". Будет правительство меняться, министра тебе не дадут, а первого зама получишь". В ножки кланяться я не привык. Поэтому об этом речь не идет.
- А меня к Виктору Федоровичу никто вести не хочет, - смеется 47-летний Юрий Гримчак. - Я бы и не пошел, но мне и не предлагают. Чем буду заниматься, не знаю. Общественно-политической деятельностью - 100 процентов
Чорновил заходит в сессионный зал. Здесь регистрируются 340 депутатов. К трибуне идет "нунсовец" 38-летний Арсений Яценюк.
- Украина стала наконец первой, но в рейтингах коррупции, безработицы и безнадежности, - читает с листа. - Правительство увеличило внешний государственный долг почти до 500 миллиардов гривен. Эта цифра вдвое больше, чем на момент, когда Азаров и Янукович пришли к власти. Каждый день содержания президента стоит 4 миллиона гривен для налогоплательщиков. И на этом фоне правительство, которое отправлено в отставку, вносит проект бюджета. Это должна быть ответственность нового правительства и нового парламента.
Оппозиционеры аплодируют. Яценюк идет на свое место. Слово берет лидер коммунистов 60-летний Петр Симоненко.
- Этот бюджет направлен на обогащение олигархических кланов, - повышает голос. - 80 процентов бюджета наполняют простые труженики, с которых три шкуры дерут тарифами и ценами. А 20 процентов - те, кто владеет крупными заводами и фабриками и выводят деньги в офшоры. Это бюджет социального дефолта. Наша фракция не будет за него голосовать.
Спикер Владимир Литвин приглашает на представление проекта госбюджета первого заместителя министра финансов 51-летнего Анатолия Мярковского. Тот - единственный в ложе правительства. Накануне президент отправил Кабмин в отставку. Подходит к трибуне и обеими руками опирается на нее. 25 мин. рассказывает об основных показателях бюджета. Там заложили прожиточный минимум с 1 января - 1108 грн, сейчас он достигает 1044 грн, минимальную зарплату - 1176 грн против нынешних 1102. Минимальная пенсия с 1 января вырастет на 63 грн и будет составлять 907 грн.
Депутаты не слушают. "Регионалы" Александр Ефремов и Владимир Макеенко рассматривают схему рассаживания депутатов в следующем парламенте. Тихо переговариваются.
Мярковский садится в правительственной ложе. Рядом усаживается "регионалка" Татьяна Бахтеева. Рядом становится ее однопартиец 48-летний Владислав Лукьянов. Несколько минут перешептываются. Лукьянов выходит к трибуне.
- Это консервативный и реальный бюджет, - поправляет очки, обводит зал глазами. - Кто-то мечтает о журавле в небе, но этот бюджет является синицей в руках.
Оппозиционеры смеются. Депутаты решают поработать над проектом два дня и принять его в четверг. "За" - 239.
В кулуары к журналистам выходит "бютовец" 47-летний Андрей Павловский.
- Социальные инициативы пошли коту под хвост, - говорит. - Власть не планирует увеличивать их на протяжении года. В этом бюджете наступил полный "стабилизец".
Комментарии
90