пятница, 16 января 2015 07:55

"Ярема должен посадить десяток друзей Порошенко"

 

— В Украину опять прилетел миллиардер Джордж Сорос. Это позитивный сигнал, учитывая его вес в мире, — говорит политолог 37-летний Михаил Басараб. — Перед визитом он опубликовал большую статью в одном из американских изданий. Там очертил виденье нынешней ситуации и дал советы, как спасти Европу. Призвал европейцев поддержать Украину, чтобы выжить самим.

С Басарабом встречаемся утром возле Национального банка и Кабинета министров. Через дорогу видно купол парламента. Михаил приглашает зайти в кофейню "Золотой дукат".

Каковы перспективы Европы?

— Она не в лучшей форме. Террористические акты во Франции — не религиозная вражда. Основания надуманы. Под выгодной маркой исламского экстремизма кто-то реализует свои геополитические интересы. Скорее всего, это работа Путина.

Какую цель он преследовал и почему выбрал Францию?

— Там кризис власти действующего президента. Путин считает Олланда слабаком. Французы не дождутся, когда его каденция закончится. В 2017 году должны состояться выборы главы государства. Ближайшие конкуренты Олланда — Марин Ле Пен, лидер "Народного фронта", и бывший президент Николя Саркози. Ее обвиняют в тесных отношениях с Путиным. Говорят, она часто летает в Москву, а через чешские финансовые учреждения российский Газпром финансирует ее партию. А Саркози — это давний друг Путина. Расшатывая ситуацию во Франции, тот играет на поднятие уровня популярности правых политиков, особенно Марин Ле Пен. Топя Олланда, Путин выходит на беспроигрышный сценарий французской президентской кампании — Ле Пен или Саркози.

В Британии есть Найджел Фарадж, возглавляющий Партию независимости. Это маргинальная политсила, популярность которой растет. Он заявляет, что Европа должна пожертвовать Украиной, чтобы сохранить отношения с Путиным. Глава Кремля везде ставит на политиков, которые призывают к демонтажу Евросоюза.

Западные партнеры взялись за Украину, побуждают к реформам. На что можем сейчас рассчитывать?

— Приезд Сороса — хороший знак. Он был одним из идеологов радикальных реформ в Польше.

В Украину не пойдут инвестиции, пока власть не начнет делать серьезные антикоррупционные шаги. Об этом прямым текстом Порошенко и Яценюку говорили в Брюсселе и Вашингтоне. Пока что не заметно, чтобы они адекватно понимали эти сигналы. Может, планируют прикрыться такими формальностями, как закон о люстрации и Национальном антикоррупционном бюро. Они якобы будут свидетельствовать о новых подходах, но не изменят систему по сути. Действия власти больше напоминают имитацию. Это говорит о нежелании проводить системную антикоррупционную реформу. Политические и бизнес-элиты не готовы к кардинальным изменениям правил игры.

Антикоррупционная реформа зависит от президента. В его квоту входят генеральный прокурор, глава Службы безопасности. Если бы эти две институции работали на полную мощность, мы сдвинулись бы уже с мертвой точки.

За последний год поменяли двух генпрокуроров. Порошенко во время назначения Яремы сказал ему: нужно посадить трех друзей.

— Порошенко нужно было просить генпрокурора посадить не друзей Яремы, а своих. Как делал Саакашвили в Грузии.

Настоящий президент-реформатор начнет с борьбы с коррупцией. Именно это станет отправной точкой для серьезных изменений. К сожалению, на Порошенко мало надежд. Потому что в его фракции депутаты, которые возили на Майдан титушек, а теперь возглавили парламентские комитеты. В команду президента входят бизнесмены, которые работали с представителями режима Януковича — Калетниками, Курченко.

Как на таком фоне выглядит премьер-министр?

— Любым экономическим реформам должна предшествовать антикоррупционная. Если бы президент справлялся со своими функциями, то премьер не думал бы над использованием должности для обогащения. Люди в Кабмине тоже боялись бы красть. А так старые схемы сохранились. Государство насквозь коррумпировано.

Законов о люстрации и об Антикоррупционном бюро не нужно было бы принимать, если бы работали Генпрокуратура и Служба безопасности Украины. Если посмотреть на закон об Антикоррупционном бюро, то ему ничего не удастся. Не сможет работать автономно. На определенных стадиях будет пересекаться с органами прокуратуры, судебной системой. Суд должен будет предоставлять санкции на обыски, блокировку счетов. Если все структуры останутся коррумпированными, то будут ставить палки в колеса в расследованиях злоупотреблений высокопоставленных должностных лиц. Максимум, что сможет делать бюро — заявлять о злоупотреблении.

Каких трех друзей Порошенко должны были бы посадить в тюрьму, чтобы дать сигнал в борьбе с коррупцией?

— Должны посадить десяток друзей Порошенко. По меньшей мере. Если бы в первые недели после избрания президента начались резонансные дела, мы смогли бы сказать: наконец пришел человек, который поведет нас к серьезным изменениям.

Украинская власть остается политической надстройкой олигархической экономики. Государственный механизм работает на обогащение элит. Масштабы коррупции хорошо иллюстрировать объемом взяток. Социологические исследования показывают: только на бытовом уровне это миллиарды долларов. Если принять во внимание взятки и "откаты" высокопоставленным чиновникам, то сумма вырастет в сотни раз. Ежегодно оборот взяток достигает размеров государственного бюджета.

 

Люди видят несправедливость. В частности, как суд отпускает под 10 миллионов гривен залога начальника ГАИ Полтавской области Петра Блаживского, которого поймали на взятке. Какой может быть реакция?

— То, что до сих пор руководят такие кланы, как Блаживского, свидетельствует о несостоятельности власти. В первую очередь президента. Для Порошенко вопрос чести — избавиться от них. Если один из представителей этого семейства останется на свободе и не понесет наказания, все братья останутся на высоких должностях, то президенту нужно будет самому уйти в отставку. Схемы, которые работали при Януковиче, продолжают действовать. Это — приговор нынешней элите.

Сколько общество еще способно терпеть?

— От протеста людей сейчас сдерживает только война на Донбассе. Самый весомый аргумент противников третьего Майдана — этим воспользуется Путин. Это спекуляции. Все украинские политики говорят, что у нас два наибольших врага: внешний — Путин, внутренний — коррупция. Должны одновременно бороться с обоими. Коррупция мешает в противостоянии России. Коррумпированная система не дает быстро реформировать армию. Это позволяет в Министерстве обороны и дальше разворовывать то, что должно было идти ребятам на передовую. Возможно, президент заинтересован в том, чтобы ситуация на Донбассе тлела до бесконечности. Это позволяет направить общественное внимание и активность туда, а не против коррумпированной власти. Как только весной народ почувствует последствия бюджетных нововведений, ситуация обострится.

Генпрокуратура не отметилась ничем хорошим в борьбе с коррупцией и посадками тех, кто расстреливал Майдан. По Киеву свободно разгуливают такие деятели, как "регионалка" Елена Бондаренко, которая открытым текстом призывала расстреливать Майдан. Брат Андрея Клюева стал народным депутатом, а помощник Владимира Сивковича, которого называют ответственным за разгон Майдана, Валерий Колюх претендует на должность руководителя Государственного агентства зоны отчуждения. Депутат от "Батьківщини" Игорь Луценко опубликовал заметку: "Новые назначения с привкусом ваты". Называет трех человек, которые тесно работали с режимом Януковича, а сегодня претендуют на высокие должности. В частности Колюха, который был с Сивковичем, пока тот не убежал из Украины. Государственное агентство зоны отчуждения — сфера компетенции министра экологии Игоря Шевченко, который прошел по квоте "Батьківщини". Возникает вопрос: депутат этой фракции врет или лидер партии имеет связи с Сивковичем?

Когда наконец начнутся изменения?

— Их может запустить только президент. Если нет надежды на нынешнего, будем надеяться на следующего. Это может быть раньше, чем до окончания каденции Порошенко в 2019 году.

Кто способен стать президентом-реформатором?

— Фамилия может быть неизвестна широкой общественности. Если проводить аналогию с Грузией, это может быть украинский гражданин с западным образованием. Единственная возможность выхода на политический олимп неизвестной личности, которая способна привести к перезагрузке страны, — очередной Майдан.

Сколько времени Порошенко имеет для начала качественных превращений?

— Мы в таком глубоком кризисе, что частичных изменений быть не может. Антикоррупционная реформа будет действенной, если будет охватывать все по горизонтали и вертикали. Этот импульс должны послать первые лица государства. Если посадят несколько друзей президента, это будет сигналом для чиновников низшего уровня. Подавляющее большинство из них начнет жить по-новому, кто-то убежит за пределы страны или уйдет в бизнес. Тех, кто будет пытаться сохранить коррупционные схемы, посадят. В Грузии за решетку отправили сотни чиновников. Все остальные правильно поняли этот сигнал.

11 лет Михаил Басараб занимался плаванием. Тренировался по 4 часа в день.

Собирает политические плакаты и агитки

— Сейчас я задействован в инициативной группе, которая будет призывать лидеров общественного мнения к формированию новейшей политической партии мыслящего класса, — говорит Михаил Басараб. — Такая организация должна отображать интересы людей, которые свергли Януковича, а теперь сформировали украинское гражданское сопротивление Путину. Она должна сформироваться вне пределов нынешних властных элит. В инициативную группу входят Тарас Стецькив, Игорь Колиушко, Олег Деревянко, Олег Канивец.

В начале 2000-х был помощником народного депутата Александра Слободяна. С 2007-го является соучредителем компании "Первая рейтинговая система". На последних парламентских выборах был политтехнологом Вячеслава Константиновского, который избрался нардепом.

Любит читать философскую литературу, смотреть французское кино. Собирает политические плакаты, работы закарпатского художника-импрессиониста Аттилы Копривы.

С женой Лесей воспитывают сына Остапа.

Сейчас вы читаете новость «"Ярема должен посадить десяток друзей Порошенко"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть