- Виктор Янукович должен выпустить Юлию Тимошенко до конца сентября, - говорит политолог 43-летний Владимир Горбач и открывает двери кабинета в Институте Евро-Атлантического сотрудничества - негосударственной организации.
Загоревший, в сиреневой футболке и белых брюках.
- Это кабинет Бориса Тарасюка, но он здесь бывает редко, - говорит о бывшем министре иностранных дел пяти правительств, а в настоящее время нардепе от "Батьківщини". - Используем его как переговорный пункт, - улыбается Горбач.
В небольшой комнате прохладно. На стенах развешены фото Тарасюка в Европарламенте. Горбач пьет кофе из большой коричневой чашки и продолжает:
- Сейчас у Тимошенко шансы поехать на лечение за границу значительно выше, чем в прошлом году. Вариантов несколько: помиловать, упразднить ее уголовную статью. Переговорщики ищут самый приемлемый вариант, чтобы Янукович не потерял лицо. Он требует продолжить изоляцию Тимошенко в Германии. Чтобы в клинике ее не посещали соратники, журналисты, чтобы она не могла делать заявления, не занималась политикой. Немцы гарантировать этого не могут, потому что не согласны с такой позицией. Да и Тимошенко никогда на такое не пойдет.
Насколько важно для ЕС освобождение Тимошенко?
- Западные политики зависимы от общественного мнения в своих странах. А в Европе Юлия Владимировна была звездой телевидения, популярной фигурой в массовом сознании. Вызывал интерес сам факт, что в стране бывшего Советского Союза может быть политиком женщина. Сыграло роль и эмоциональное поведение Тимошенко. Потому что женщины-политики в Европе совсем другие.
Почему вопросы лечения Юлии Владимировны за рубежом могут решить в следующие несколько недель? Потому что 22 сентября состоятся парламентские выборы в Германии. Эта тема важна для Ангелы Меркель. Она посетит Тимошенко перед телекамерами в клинике - немецкая общественность оценит это как личное достижение канцлера.
С другой стороны, существует соревнование амбиций между западными лидерами и Януковичем. Еще никто не обращался с ними так, как украинский президент. На Западе его воспринимают как недостойного партнера и соперника. Уступки ему будут выглядеть в глазах избирателей как сдача более слабому.
Евросоюз не ведет масштабную геополитическую игру, как Соединенные Штаты или Китай. Но заботится о своем окружении: европейцам хорошо, когда и у соседей все хорошо. ЕС заинтересован, чтобы они были внутренне подобны ему. Ассоциация - это не интеграция. Но ассоциируемыми могут быть два субъекта, которые более-менее подобны. Плюс – из-за экономического кризиса Европа стремится сбывать нам свои товары. Украинская власть это понимает и использует. Однако рынок у нас достаточно большой, а покупательная способность украинцев - низкая. Выходит парадокс: мы хотим одолжить деньги у МВФ, чтобы быть привлекательным рынком сбыта для Европы, - смеется.
Сколько времени понадобится Украине для полной интеграции в Европу?
- Семь-десять лет. Однако при президенте Януковиче это невозможно. Европейские лидеры не примут его в свой круг. Он наделал немало политических ошибок. Да и надо, чтобы Янукович честно выиграл выборы 2015 года. Сделать это будет трудно. А недемократические выборы еще больше отдалят перспективу входа в ЕС.
Как измениться Януковичу, чтобы стать своим на Западе?
- Он - закрытый политик. А Запад любит открытых и искренних, таких, как Горбачев. Янукович же давал обещания западным политикам, а не делал ничего. К тому же он еще и мстительный.
Вся нынешняя внешняя политика Украины - это оправдание. В такой ситуации сформировать позитивный имидж государства или лидера невозможно. Лечение Тимошенко за рубежом способно улучшить впечатление от страны. Но на имидж Януковича это вряд ли повлияет. Его все равно будут воспринимать как человека с авторитарными замашками.
Дважды звонит "Запорожским маршем" мобильный. Горбач не отвечает.
Кого Европа хорошо воспримет как президента после 2015 года?
- Самое важное для них, чтобы выборы в Украине прошли справедливо.
Кличко может быть интересным, потому что у него незаурядная история. Западные политики бегают вокруг Виталия, фотографируются с ним, как и украинцы в райцентрах. Плюс - Кличко говорит на иностранных языках. В Германии является гостем разнообразных телешоу. Он там шутит, чувствует себя более раскрепощенным, чем дома, потому что никому ничего не должен.
Яценюк мог бы быть интересным - благодаря возрасту. Его можно подать как вундеркинда, который еще до 40 лет стал президентом. Плюс - коммуникабелен.
Тягныбока европейский истеблишмент серьезно пока что не воспринимает.
Что оппозиционеры должны были бы делать, если бы действительно добивались освобождения Тимошенко?
- У них был шанс освободить ее в случае победы на парламентских выборах 2012 года. Но оппозиция побоялась выиграть преждевременно, чтобы не брать на себя ответственность. Потому что в украинской политике считают, что главные выборы - президентские. Поэтому оппозиция ожидает, когда власть станет еще слабее, экономическая ситуация - хуже.
Какие могут быть последствия неподписания Соглашения об ассоциации?
- Возникнет политический конфликт, который способен перекинуться на часть общества. Возможны массовые протесты. А Россию неподписание будет стимулировать в который раз нажать на Киев. Но провал ассоциации не означает автоматическое вступление в Таможенный союз. Думаю, украинская власть будет сопротивляться.
Будет ли иметь Янукович шанс переизбраться после провала ассоциации?
- Да, но попытается закрутить гайки внутри страны еще сильнее. "Белоруссизирует" Украину, сузит свободы. С другой стороны, неподписание может разрушить властный режим изнутри. Там идет клановая борьба более жестокая, чем с политическими оппонентами. Им есть что терять в случае неподписания Соглашения. Для олигархов и Януковича она будет служить щитом, который будет защищать их собственность от экспансии русского капитала.
Олигархи скажут свое слово на президентских выборах, которые являются борьбой ресурсов. Тимошенко в 2010-ом проиграла, потому что они сделали ставку на Януковича.
На кого олигархи будут ставить в 2015 году?
- Не обязательно на действующего президента. Могут и на кого-то из оппозиции.
Криминалитет просто так не отдаст власть, говорили вы. Что делать общественности?
- Необходимо сконцентрировать все свои ресурсы и силы для главного стратегического шага - президентских выборов. Оппозиции задолго до начала кампании надо распределить между собой роли и функции. Дать четкий сигнал обществу: что будет после победы, кто какие должности будет занимать. Нужно сказать: "Если выборы сфальсифицируют - мы не согласимся. Сформируем органы власти и будем работать в противовес самопровозглашенной власти". Это будет революционный путь. Люди должны быть морально к этому готовы и убеждены - иначе невозможно.
Почему оппозиционеры не идут этим путем?
- Они не доверяют друг другу. Думают, социология определит, кто из них лучший. Это - ошибка. Время преодолеть эту иллюзию есть, но немного. Начинать президентскую кампанию надо весной 2014 года.
Работал помощником двух нардепов
Владимир Горбач родился в селе Хорошее Озеро Борзнянского района Черниговщины. Окончил исторический факультет Черниговского пединститута. Семь лет преподавал политологию. Возглавлял областную организацию партии "Реформы и порядок".
В 2000-ом переезжает в Киев. Работает политическим аналитиком Института Евро-Атлантического сотрудничества, помощником нардепов Николая Томенко и Бориса Тарасюка.
- Я пострадал от помаранчевой революции, - шутит Горбач. - Когда Тарасюк во второй раз стал министром иностранных дел - потерял работу помощника.
Учредил и возглавляет сайт "Евроатлантика.инфо". Увлекается историческими книгами.
Жена 42-летняя Виталия - психолог. Воспитывают сына 11-летнего Дениса.
Комментарии
26