- Пацаны, наших бьют! Быстренько домой, целуйте жен и детей - и айда на Майдан, - 50-летний краснощекий Василий в полдень во вторник, 18 февраля, на остановке в поселке Щирец Пустомытовского района Львовщины садится в маршрутку № 203. Она едет через село Колодрубы Николаевского района.
В этом селе родилась нардеп от Партии регионов, внештатный советник президента 54-летняя Анна Герман. 14 февраля ее родственники заявили в милицию о поджоге родительского дома Герман.
Из областного центра в Колодрубы каждые 40 мин. курсирует маршрутка. Среди пассажиров - трое мужчин в больших резиновых сапогах держат удочки. Село расположено у реки Днестр. При въезде маршрутка грузнет в грязи.
Спрашиваю о пожаре.
- Это чистой воды инсценировка, - Василий снимает серую фуражку, приглаживает черные густые волосы. - Пожар был среди бела дня, но никто ничего не видел. Входные двери - целые, окна - целые, немного сгорел пол в кухне. Внутри нашли пластиковую бутылку с соляркой. Говорят, коктейль Молотова. Если это действительно был бы поджог, от дома за 15 минут ничего не осталось бы. Здесь недалеко, в соседнем селе Семеновка, в выходные горел каменный дом на бетонированном фундаменте, проводка замкнула. За 20 минут из райцентра пожарка приехала, а на месте дома - куча пепла.
За руку здоровается с 55-летним Петром Ганущаком. Тот сидит на деревянной неокрашенной скамейке неподалеку дома, обмазанного известкой в голубой цвет. У него - костыли.
- В субботу на тот пожар целое село полицаев нагнали: участковый, ментов 15 из Николаева приехали, со Стрыя были, из области. Свидетелей искали. Никто с ними говорить не хотел. С той Галькой (в детстве Анну Герман мама называла Галей. - "ГПУ") никто дела не хочет иметь. Я спрашивал одного из полицаев, найдут ли поджигателя. Только смеялся - там дело белыми нитками шито, - говорит Ганущак.
- Я с ней в школу в один класс ходил. Она не очень-то хорошо училась, но умела так схитрить-соврать, чтоб оценку хорошую выманить, - подкуривает сигарету "Прима", сплевывает.
- Еще как мамка жива была, то в селе показывалась. Прилетала самолетом, сажали его на стадионе возле школы. К ней подъезжала машина. Сажали пани свою задницу, потому что 20 метров не может пройтись. Говорили, что в январе в селе была, тайно. Стыдно перед людьми, что черту душу продала.
Возле дома тети Герман Ольги Ганущак останавливается серый джип. С переднего сиденья выходит самая младшая сестра нардепа - 43-летняя Люся Юзик. В белых высоких сапогах и черном кашемировом пальто.
С ней муж средней сестры Любови Бокало Мирослав. На односельчан не смотрят. Сестры Герман живут во Львове.
- О, вот тебе, даже не поздоровался, - всплеснул руками Ганущак. - Мирослава прозывают Душманом. Он имеет долю рынка Шувар. Он немного щедрее, чем тот Люськин Игорь. Мирослав все теще возил водку и сигареты. Так она, как кто ей что сделает или во дворе покосит, ими платила. Даже теперь, бывает, сто грамм поставит. А вот Игорь - скупой.
Через 5 мин. выходят. Говорю, что журналист. Делают вид, что не слышат - быстро садятся в машину и уезжают.
К Ганущаку приближается 80-летняя женщина с черным сапогом из кожзаменителя.
- Петрусь, заклей мне этот сапог. Сделай так, чтобы типа элегантно было, - мужчина молча берет сапог, опирается на костыль и идет в хату.
Женщина садится рядом. Называется Алексеевной.
- Я из их семьи, так не хочу, чтоб про меня в газету писали, - шепчет. - Они ту комедию с огнем начали, теперь не знают, как закончить. Я уже говорила, что это ни к политике, ни к культуре, ни к религии. Но я ни у кого ничего не спрашиваю. Когда-то пожаловалась Ольге, сестре их мамы, что только 1150 рублей пенсии получаю. Спрашивала, сколько она получает, потому что знаю, что все жизнь председателем сельсовета проработала, так больше имеет. Она занервничала, говорит: "Что вы все мои деньги считаете?" Галька за всю жизнь никому ни копеечки не дала. Однажды приехала в школу и ребенку-сироте из их семьи вручила какие-то деньги. Это было просто удивительно. Злится, наверное, что в селе за Януковича не голосовали. Тогда перед выборами ходили какие-то мужики, за голос по 100 рублей давали. Так около 30 пьянчуг голоса продали. Ко мне пришли, я их отправила.
Когда-то меня подобрала по дороге. Спрашивала, как моя дочь. А я еду и боюсь сказать, что у моей Анечки из-за нее проблемы. Вышла замуж, поселилась в небольшом городке. Соседи узнали, что Галька - наша родственница. Под окнами всякие глупости кричали. Дочь боялась в магазин за хлебом выйти. Людям разъяснила, что она стесняется Герман.
Оглядывается, не слышит ли кто.
- Гальки на похоронах мамы не было. После приехала на девять дней. Стояла в церкви, молчала, дала священнику какие-то деньги. На поминки три автобуса людей повезли в ресторан. Галя не поехала - говорила, что ее во Львове самолет ждет. Была со своим мужем, он такой низенький, но симпатичный. До нее был женат, жена в Америку уехала. Дочь его где-то в Англии живет. Приезжала, когда брат погиб (сын Герман - Роман разбился в автомобильной аварии 15 июня 2009. - "ГПУ").
Деревянной палкой разгоняет кур, сбившихся возле скамейки.
- Галя умела мужиками крутить. Как девкой была, к ней один из Горожанки ходил. Так его мама не дала на ней жениться. После, когда Галя уже была на Радио "Свобода", жалела за ней. Но было поздно, тот парень уже женился, дети были. Галя вышла замуж за россиянина Володю Коровицына, родила сына. Жили в Николаеве, потом его не захотела - простоватый для нее был. Квартиру продала, что-то маленькое ему купила. Володя тогда запил. Слышала, что теперь себе женщину нашел, женился и с Николаева выбрался.
Дом покойной матери советницы президента Екатерины Стецив - за высоким зеленым забором. Внешних повреждений не видно. Стучу, никто не открывает.
По дороге идет сельский председатель Ярослав Ковалиско.
- Первым о пожаре узнал зять покойной Екатерины Григорьевны. Он и милицию вызвал, - говорит. - Меня взяли как понятого. Внутри были повреждены иконы, семейные фотографии, расплавился газовый счетчик, обгорели стены. Изъяли две деформированные бутылки, вероятно, с соляркой.
У нас и без той Герман проблем хватает. Обустроили детский садик на 50 мест. Надо техническую документацию - в городском бюджете денег нет, из областного не дают. Приезжает редко, мы для нее чужие. Обращался к Мирославу - просил деньги на местную футбольную команду, нам надо было 20-25 тысяч. Пенсионеры по 10-20 гривен сбрасывались. Пообещал, сказал к шурину Игорю Юзику подойди. Тот отказал, потому что нет денег - они строятся.
Спешит в сельсовет.
- Надо новости посмотреть. С нашей стороны уже погибшие есть.
В 10.00 в среду в редакцию звонит Василий с Колодрубов.
- Сегодня в обед едем на Майдан. Надо того Януковича от корыта отогнать. По телевизору слышал, что Германиха с ним всю ночь советовалась, черт бы ее взял. Говорю мужикам с Колодрубов: нам, как никому, нужно активизироваться. Мы ту гадину породили - мы ее и уничтожим.
Агентурное имя было Тереза?
Анна Герман родилась 24 апреля 1959 года в семье рабочего Николая Стецива и заведующей сельским клубом Екатерины Стецив. В 1979 поступила на факультет журналистики Львовского университета. Вышла замуж за сына начальника Николаевского УКГБ Владимира Коровицына. Впоследствии расстались. Сын от их брака Николай взял фамилию второго мужа - Герман.
Работала в газетах "Ленинская заря", "Молодая Галычина", на Радио "Свобода". В 2004 году, после интервью с тогдашним премьер-министром Виктором Януковичем, стала его пресс-секретарем. С 2006-го нардеп-"регионалка". Говорят, будто у нее общий с губернатором Львовщины Олегом Салом бизнес - гостиничные комплексы в трех районах области.
Живет со вторым мужем, дипломатом Сергеем Германом.
В 2009-м на Байковом кладбище похоронила 16-летнего сына Романа.
За год до этого на сайте "Общественная прокуратура Украины" появилось будто бы личное заявление-согласие Анны Герман, тогда Галины Стецив. В ней речь шла о сотрудничестве в 1979 году с органами КГБ. Агентурное имя якобы было Тереза.
- Если человек был агентом КГБ, нет гарантий, что он не работает на ФСБ. Нардеп имеет доступ к государственной тайне, секретным материалам. Это вопрос национальной безопасности, - говорил экс-депутат Ярослав Кендзер.
Герман заявление не прокомментировала.
Комментарии