четверг, 11 мая 2017 07:45

32 тысячи украинцев требуют отменить залог для коррупционеров

 

— Действующий закон о петициях — это профанация, а не действенный механизм. Посмотрим статистику. Их ввели в августе 2015 года. За три месяца на сайте президента 36 обращений набрали более 25 тысяч голосов. В 2016-м необходимое количество голосов получили только две петиции, — говорит 47-летний Игорь Курус, руководитель Украинского центра прямой демократии.

Он — автор законопроекта "О праве граждан инициировать рассмотрение нормативных документов органами власти и местного самоуправления". Документ предусматривал использование электронных петиций. Закон приняли в 2015 году в измененной редакции. Граждане могут подать петиции с просьбами или инициативами на сайте президента, сайтах областных и городских советов. Чтобы петицию рассмотрел президент, ее должны поддержать 25 тыс. человек. Петр Порошенко в последний раз отвечал на петиции в мае прошлого года. С 2015-го отреагировал на 38 документов.

Почему система с петициями не заработала?

— В 2017-м за три с половиной месяца ни одна петиция не набрала необходимого количества голосов на сайте президента. За два года подали почти 30 тысяч петиций. Из них в этом году — только 1500. Система дискредитирована. Люди увидели, что петиции не работают, предложения граждан власть не принимает во внимание. Хотя конечной целью было привлечение людей к законотворчеству и реагирование украинцев на проблемы, которых не видит власть. Чтобы делали это не через протесты.

Приведу пример: в августе 2015-го появилась петиция об отмене денежного залога для коррупционеров. Она за неделю набрала 32 тысячи голосов. Президент поблагодарил, поддержал петицию. Потом согласился, что необходимо законодательно закрепить это ограничение. Впоследствии пишет: "В Верховной Раде предложили принять закон по результатам всестороннего обсуждения". Но почему президент не подал соответствующий законопроект в парламент?

Это отписка?

— Безусловно. Эта петиция до сих пор важна для общества. Фактически ни одна не имела прямого действия. Украинцы почувствовали, что петиции превратились в обращения, которые во все времена чиновники клали под сукно.

Как эта система должна была действовать?

— В разработанном нами законопроекте была прописана процедура. Например, если президенту поступил от граждан проект закона, он должен был бы отправить его на рассмотрение парламента как первоочередной. Это было бы действие президента. Предложение рассматривал бы законодательный орган. Принял или нет — другой вопрос. Но президент тогда выполнил бы свою функцию гаранта Конституции. Она дает право на обращение граждан в органы власти для урегулирования того или иного вопроса.

Мы определяли, что петиции должны были подавать избранным должностным лицам — президенту, городским председателям, губернатору. Они имеют право вносить законопроекты и нормативные акты в свои советы — Верховную Раду, городской, областной. Это все не услышали. Фактически отказались от процедуры реагирования. Оставили только понятие "ответить на петицию".

Почему президент не делает этого?

— Не могу оценивать его действия. Если бы он и люди в его Администрации, которые работают с петициями, реагировали, в стране было бы спокойнее жить. Мы не имели бы уличных протестов. Митинги проводят потому, что власть не слышит граждан. Люди обращаются, пишут, кричат. Потом понимают, что бьются о железобетон. И в конечном итоге идут на улицы, начинают бросать "коктейли Молотова" в помещение Верховной Рады. В Швейцарии, Канаде, Британии петиции работают очень быстро. Если в какой-то вылилась проблема, которая назревает в обществе, власть реагирует. И людям нет надобности бросать "коктейли". Потому что их услышали.

Проще отреагировать на петицию, чем на 25 тысяч украинцев под Администрацией президента.

Петиций очень много. Некоторые — полная бессмыслица.

— Ни в одной стране не обходится без таких. В этом и заключается качество работы органов власти — должны отбирать действительно нужные вещи.

Есть ли возможность искусственно накручивать количество голосов в документе?

— Такая проблема есть. Действующий закон не защищает петицию от таких вмешательств. Там не описаны требования к электронной системе. Она должна идентифицировать личности, которые вносят петиции или подписывают их. Это защитило бы систему электронного подсчета. Поэтому есть вопрос к разработчикам сайта. Еще проблема — закон не предусматривает, что петиции должны суммироваться. Было много обращений об уменьшении количества народных депутатов. Голоса рассевались, а вместе набрали бы полмиллиона.

Наш законопроект предусматривал, что человек не имеет права регистрировать петицию, если аналогичная уже есть. Лишь поддержать ее. Система отбирала бы их по теме.

Нужно менять закон.

Если ничего не изменится, к чему это может привести?

— К очередному обострению ситуации в стране, беспорядкам и митингам. Они начнутся не оттого, работает петиция или нет. А потому, что власть не реагирует на требования граждан.

902 690 украинцев подписали за два года хотя бы одну петицию на сайте президента.

11 петиций регистрировали с просьбой отнять звание Героя Украины у Надежды Савченко. Призывы, речи и интервью народного депутата после ее освобождения из плена не достойны этого звания, сказано в одной из петиций. В целом они набрали 18 089 голосов.

В Финляндии петиция становится законопроектом

— Петиции — это голос народа. В большинстве стран они попадают в парламент, если набирают достаточно голосов. Их рассматривают как законопроекты и голосуют, — рассказывает 44-летний Сергей Лобойко, куратор проекта запуска электронных петиций. Такие действуют в более чем 70 странах мира.

— В Финляндии петиция должна набрать 50 тысяч голосов. Тогда станет законопроектом. В США на петицию отвечает президент, если за 30 дней она наберет 100 тысяч сторонников. А в Эстонии нужна тысяча голосов, чтобы документ попал в парламентский комитет. Как это действует. Например, в Великобритании внесли изменения в законодательство о налогах. Люди восстали и через петиции отменили их. А заявление против платных автодорог набрало там 1,8 миллиона подписей. Самой резонансной стала петиция о выходе страны из Евросоюза. Ее поддержали 300 тысяч британцев. Парламент проголосовал против.

Андрей ЧЕРНЕГА

Как отправить петицию президенту

1. Нужно зайти на сайт petition.president.gov.ua и зарегистрироваться. Учетная запись активируется, когда на вашу электронную почту придет письмо с защитным кодом.

2. Дальше на сайте нужно нажать на кнопку "Подать петицию". В специальной форме указать суть обращения и текст петиции, ввести защитный код. После нажатия кнопки "Создать петицию" документ попадает на проверку администратора сайта. В течение двух рабочих дней ее обнародуют на странице "Длится сбор подписей".

3. Чтобы документ попал на стол президенту, нужно собрать 25 тыс. подписей за три месяца. За 10 рабочих дней глава государства должен ее рассмотреть. Его реакция появляется на странице сайта "С ответами".

4. Подать петицию может любой гражданин Украины.

Сейчас вы читаете новость «32 тысячи украинцев требуют отменить залог для коррупционеров». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть