Правительство заявило о намерении приватизировать 1200 государственных предприятий. На торги выставят ключевые энергетические компании, шахты, спиртозаводы. В перечне таких, которые не подлежат приватизации, оставят 300 объектов.
Юрий Пахомов, директор Института мировой экономики, 83 года:
- Продают эти компании из-за бедности. По этой же причине мы хранили старое. Не имели возможности его ликвидировать или модернизировать, чтобы оно приносило прибыль.
Среди предложенных на продажу предприятий мало тех, которые могут быть прибыльными. Но главное – не хватает творческой жилки, чтобы развить убыточное в такое, которое будет давать пользу государству.
Борис Кушнирук, экономист, 44 года:
- Государство плохо выполняет функции коммерсанта. У него должен быть другой инструментарий: налоги, привлечение инвестиций. Поэтому я сторонник приватизации.
Из запланированных на продажу предприятий значимых мало. Есть предостережение относительно стратегического снабжения электроэнергии, транспортировки нефти, газа. Остальные легко можно приватизировать. Ключевой вопрос - на каких условиях. Нужно продавать не вместе, а отдельно готовить каждый объект. Можно выставить его на аукцион, правильно выписать требования к покупателям. Или вывести на рынок ценных бумаг и продавать часть. Вероятно, предприятия скупят задешево. Это будет распродажа со скидками. У нас кто ни приходил к власти, так и делал. Что оставалось в государственной собственности, умышленно доводят до банкротства.
Александр Желудь, экономист, 36 лет:
- Большие предприятия - "Укртелеком", "Криворожсталь" - уже приватизированы. Из дорогих остался разве что Одесский припортовый завод. Остальные компании небольшие и будут иметь значение лишь для определенных городов. Лучшие угольные шахты продали - например, комплекс "Павлоградуголь". Остались несколько прибыльных и таких, которые имеют нулевую прибыль.
Изменения ожидают водочный рынок. Государство пока монопольный производитель спирта. Его закупают частные производители водки. Когда выпуск спирта перейдет в руки одного частного монополиста, он будет устанавливать цены на водку.
Ни приватизация, ни государственная форма собственности не является панацеей для предприятий, показывает мировой опыт. В Великобритании были несколько волн приватизации и национализации железной дороги. Когда она переходит в частные руки, увеличивается количество аварий. Потом ее опять выкупают в госсобственность. Но расходы на железную дорогу такие большие, что государство продает ее опять.
Комментарии
5