16-летняя Диана Каглян от роду почти не видит. Она получила гран-при на фестивале "Запад — ХХІ век". Это уже не первая награда певицы.
Живет Диана в поселке Чернелица на Ивано-Франковщине.
— Дом найдете легко: в селе все знают, где живет Диана, которая поет, — объяснила ее мать, 35-летняя Светлана, на фестивале.
В маршрутке едут две женщины. Спрашиваю у одной, как найти Каглянов.
— Вы к Диане? — бойко отзывается 50-летняя Мария Войтюк. — Очень талантливый ребенок! Будет артисткой.
Светлана встречает меня на остановке в черной плащевой куртке. В руке держит зонтик, потому что начался ливень.
— На фестивале сказали, что девушка незрячая. Но она видит, хотя и очень слабо! — от возмущения женщина останавливается посреди сельской дороги. — Возили ее в Одессу — в институт Филатова, в Россию, Германию, Польшу, Чехию. Никто не берется оперировать нашего ребенка.
Диана встречает нас на пороге сельского дома и уверенно ведет в комнату. Говорит, что рада. Она в синих джинсах и теплом свитере.
— В доме дочка легко ориентируется, — объясняет мать. — Но в школу мы ее водим: а вдруг выскочит машина или собака выбежит.
В гостиной дешевая мебель и музыкальный центр. Над диваном висит икона.
41-летний отец Дианы Борис приносит грамоты и дипломы дочери. Кладет на диван мягкие игрушки. Девушка садится между ними.
— Это подарки с конкурсов, — объясняет отец. — Она еще и стихотворения пишет. Ану, доченька, о журавле с подбитым крылом...
— А музыку? — спрашиваю.
А вдруг выскочит машина или собака выбежит
— Нет. Нот не знаю, — отвечает громко Диана. Она смотрит сквозь меня, сидит, сложив руки на коленях, не двигаясь.
— В селе нет музыкальной школы, — говорит. — Когда-то к детям приезжала учительница — учила нас играть на фортепиано. Я два года ходила, воспринимала на слух. Но потом учительница перестала приезжать.
— Анничка Гнатищак учит Диану вокалу, — рассказывает отец, закидывая ногу на ногу. — Приезжает аж из Косово. Написала для дочки песню. Каждую субботу ездим в областной центр, там с Дианой занимается Богдан Сташкив... Далеко — два с половиной часа автобусом. Я тоже пою, — вдруг говорит пан Борис. — И у моей мамы, Елены, хороший голос. Я тоже когда-то ездил на конкурсы, но певцом так и не стал.
Светлана, подвязав передничком потертые джинсы, готовит обед. С мужем они обрабатывают большой огород, держат кур, уток, поросят. Светлане помогает мать Бориса, пани Елена.
Диана показывает книги с большими буквами и специальный монитор, который отец привез из Чехии. Это устройство увеличивает буквы. За него семья заплатила 200 евро. Он помогает Диане читать, но недолго — глаза болят.
В июне девочка закончила 9-й класс.
— Учится по индивидуальной программе, — рассказывает отец. — Только от геометрии освобождена.
До четвертого класса Диана ходила в спецшколу.
— Мы даже не думали, что дочка сможет учиться, потому не отдавали ее в школу вообще, — вспоминает мать. — В спецшколу Диана пошла в восемь лет — по требованию врача. Она на два года старше своих одноклассников.
Раньше Светлана не работала — все время проводила с дочкой. Недавно женщине предложили место уборщицы в школе. Борис ездит на заработки за границу. Работал в Польше, теперь — в Чехии.
— Все деньги идут на Дианку. Нам ничего не нужно, — машет рукой. — 300 гривен пенсии, которую дают на ее инвалидность, — копейки. А нам на концерты нужно! Только очки, в которых она читает, стоят 300 долларов.
1989 — родилась в селе Чернелица на Ивано-Франковщине
1997 — пошла в первый класс
2000 — дипломант музыкального фестиваля "Поверь в себя", Ивано-Франковск
2004 — гран-при фестиваля "Обыкновенное чудо", Киев
2005 — гран-при районного конкурса "Пісенний розмай"
2006 — гран-при всеукраинского фестиваля "Запад — ХХІ век"; первая премия на фестивале "Карпатские соловьи"
Комментарии