- Моя соседка снизу не выносит звука рояля. Постоянно звонит в двери и просит не играть. Как-то три недели лежала в больнице, а она подала на меня в суд. Дело рассматривали без меня, присудили выплатить ей 10 тысяч гривен, - говорит 92-летняя Ариадна Лысенко, внучка композитора Николая Лысенко.
В гостиной трехкомнатной квартиры в центре столицы напротив Киево-Печерской лавры на всех стенах пейзажи и портреты. На одном из них покойный муж - композитор Андрей Штогаренко с орденом Ленина на черном пиджаке.
- Деньги отдала, но соседка после этого не успокоилась, - вспоминает Ариадна Остаповна. - Недавно в два ночи начала в двери звонить. Давай обзываться и в квартиру врываться. Я взяла палочку, которой шторы поправляю, и начала перед ней махать, чтобы зайти не могла. На следующее утро она пошла в больницу снимать побои, потому что нашла на теле кровоподтек. После этого сказала ей: "Вы уже те 10 тысяч проели? Снова хотите"?
После этого она пожаловалась в налоговую, что я в своей квартире открыла музыкальную школу для китайцев. В консерватории три четверти студентов - китайцы. Они плохо играют, но платят за учебу большие деньги. Было так скользко, что двое преподавателей сломали руки. Тогда ректор отменил занятия на три недели. А со студентами же надо заниматься, чтобы они нормально выступили. Пришлось их домой приглашать.
В консерватории преподает игру на фортепиано с 1950-го.
- Еще могу работать, но у нас многие молодые музыканты не имеют ставки. Они ходят и ждут, когда мое место освободится. В этом году решила идти на пенсию.
На одном из снимков Лысенко стоит на берегу Днепра возле своей дачи.
- 20 лет у нас была дача на Русановских садах в столице. А в прошлом году "Киевавтодор" попросил нас освободить дом, потому что там собираются строить мост и метро. Долго безрезультатно искали новую дачу. Однажды с дочерью на лодке переправились на другой берег Днепра. Прошлись, а там, у реки, стоит хата вся в цветах. Зашли в магазин. Узнали, что дом продает супружеская пара, торговавшая шубами. Несколько месяцев назад они взяли кредит в банке под залог квартиры и привезли целый вагон товара. В тот же день все сгорело. Чтобы как-то вылезти из долгов, вынуждены были срочно продать дачу. За неё отдали 60 тысяч долларов - как раз столько нам заплатили за старую дачу. На том месте за три месяца построили новый дом за 100 тысяч гривен. Половину работ дочь сама сделала.
- Знает мужскую работу?
- Так вышло, что в нашем доме нет мужчины. Приходится все самим делать. Наталья научилась с электричеством работать, краны чинить и замки вставлять. Она была 10 лет замужем. Её муж был архитектором - таким раздолбаем. Сама все делала, а он только пользовался.
Ариадна Остаповна проводит рукой по клавишам черного рояля. Краска на нем стерлась, лак потрескался. Играет мелодию Николая Лысенко к песне "Ой поїхав мій миленький". Закрывает глаза и качается в такт музыке.
- Трижды была замужем. С первым мужем, который был на семь лет старше, Вадимом Вишневским познакомилась во время учебы в Киевской консерватории. Поженились в 1941 году. Его брат был архитектором, строил дачу Сталину на Кавказе. Позже всех строителей расстреляли, чтобы никто не знал о тайных ходах на даче. После этого Вадим сказал: "Теперь и меня стукнут. Вспомнят моего брата и стукнут. У меня есть возможность поехать на Западную Украину. Поедешь со мной"? Я отказалась: "У меня никаких грехов перед государством нет". Вадим уехал и больше его не видела.
Во второй раз вышла замуж за преподавателя истории искусств Московской консерватории Василия Съедина. Был умен, но очень беден. У него был всего один костюмчик. Когда я отучилась, поехал вместе со мной в Украину. Прожили с ним 10 лет. Его смерть переживала тяжело. Полгода ежедневно ходила на могилу. С третьим мужем Андреем Штогаренко долго дружили. Его жена сильно болела, он мне каждый вечер звонил и жаловался: "Рада Остаповна, как же мне тяжело. Жена днем выспится, а ночью мне спать не дает". Через несколько месяцев позвонил и расплакался в трубку. Ясно: жена умерла. Вместе мы прожили 12 лет. Объездили с концертами всю Азию, Кавказ и Прибалтику.
- В четвертый раз замуж планируете?
- Предлагают, но не хочу, - громко смеется Ариадна Остаповна. - Старше меня уже нет, а с младшими мне неинтересно.
Дочь спала две недели
Ариадна Лысенко живет с дочерью Натальей Вадимовной, 69 лет. Она преподает на кафедре фортепиано в киевской консерватории.
- Наталья на пенсии, но до сих пор работает. Когда она пошла в первый класс, начала красиво рисовать. Тогда моя мама постоянно говорила: "Давай сделаем хоть одного не музыканта". Но не получилось. Когда Наталья окончила 10-летку, испугались, что не поступит в художественный, и подала документы в консерваторию. Она у меня училась. Очень трудно было с ней работать, потому что не слушалась. Если бы чужой педагог был, то она стеснялась бы все по-своему делать. А маме постоянно свой характер показывала. Давно на сцене вместе не играем, потому что она перед выступлением очень волнуется. Участвовала в одном конкурсе. Так переволновалась, что уснула на две недели. Врачи запретили ей выходить на сцену, но преподавать разрешили.
Комментарии