Коридорчик со старой вешалкой, тесная кухонька и только одна комната — вот и вся "жилая площадь" автора знаменитого украинского мультсериала о казаках, 73-летнего Владимира Дахно.
Хозяин встречает меня в простом старом свитере и потертых джинсах. Еще на пороге спрашивает:
— Хотите настоящего украинского борща? — и с гордостью добавляет: — Фирменный, дахновский. Главное в нем — хороший бульон и фасоль. Без фасоли борщ не украинский... А к борщу?
От "к борщу" я отказалась сразу, чем, кажется, немного разочаровала гостеприимного хозяина. Захожу, садимся за стол. Все по-холостяцки, но чисто. И весело, поскольку живет Владимир Авксентиевич с двумя кисками — Красей и Мусей. На улицу выходит редко. Единственная радость — иногда приходят старые друзья и наведывается дочь Наталия с внуком Алексеем.
Живет Дахно с двумя кисками — Красей и Мусей
А кто из друзей заходит? — спрашиваю, принимая из его рук тарелку с борщом.
— Коллеги, редакторы, мультипликаторы, ученики. Но совсем редко, к сожалению. Чаще соседи-алкоголики узнают на улице. В двери звонят, — легко улыбаясь, рассказывает народный артист и лауреат Шевченковской премии. — Считают, что я богатый, просят в долг несколько гривен. Разве же автор "Казаков...", рассуждают они, может быть бедным?
Вы, по-видимому, еще в детстве мечтали стать художником? — спрашиваю, заметив на холодильнике какие-то листы с эскизами.
— Рисовал из детства, но, как все мальчики моего поколения, мечтал быть военным, — говорит. — Но отец не разрешил. Он у меня был строгим, с принципами. Поэтому, окончив школу, я должен был учиться на врача. Даже поступил в мединститут, и почти сразу же забрал оттуда документы. Тогда в Киевском строительном институте, на архитектурном факультете, учился мой двоюродный брат. Как-то навестил его. Вижу: сидят ребята перед большими досками, на ватманах что-то чертят, линейками крутят. Я понял, что это — мое. А я, дурак такой, пошел на медика!
Так вы архитектор?
— По специальности, но работал недолго, всего лишь несколько лет. Как-то в архитектурной академии готовил диссертацию — проект школьного городка. Я же был выдумщиком, — улыбается, — так вот придумал такую школу, где между двумя корпусами был бы стадион. И уже когда проект было подписан, ко мне пришли Марк Драйцун и Додик Черкасский с предложением поработать в новом творческом объединении мультипликационных фильмов, на студии "Киевнаучфильм".
И вы сразу согласились? — догадываюсь.
Владимир Авксентиевич, увлекшись беседой, почти перестал есть.
Соседи-алкоголики узнают на улице
— Они меня долго уговаривали, — еще больше смеется хозяин. —В конце концов я отважился, все оставил и пошел туда. В академии этого не простили. Со всех рабочих калек проекта мою фамилию вытерли, а вместо этого вписали другую. А школу со стадионом таки построили — на Троещине, возле рынка "Юность".
Как мультипликатор Владимир Дахно дебютировал с фильмом "Приключения перца" в 1960-м — за семь лет до мультфильма "Как
казаки кулеш варили".
А как появилась идея сделать мультик о казаках? — допытываюсь.
— Сам не знаю. Возможно потому, что я из Запорожья родом, — Дахно на секунду задумался. — Придумал трех запорожцев — наподобие трех мушкетеров. Фильм так и назвал — "Три запорожца". Когда сдавал его в Госкино, кто-то подсказал изменить название на "Как казаки..." и дальше — что-то там делали. Неделю мучался, перебирал варианты. А потом понял, что это именно то, что нужно. Лучшего названия и придумать сложно.
Во второй, футбольной, серии у ваших персонажей изменилась внешность. Почему?
В кухню забежали обе киски, я погладила обоих, а Владимир Авксентиевич и их угостил.
— Мои казаки прорисованы условно, — стал объяснять, — поэтому я попросил художника-мультипликатора Эдуарда Кирича, который к нам присоединился, сделать их более мягкими. Как-то мне посчастливилосьпознакомиться с известным динамовским вратарем Виктором Банниковым, — вспомнил Дахно. — Правда, он играл уже за московское "Торпедо". Тот рассказал, что перед каждой игрой наши "сине-белые" всей командой смотрели "Как казаки в футбол играют".
Без фасоли борщ не украинский
Работал Владимир Дахно не только над казаками. В целом создал свыше 20 мультфильмов. Но о них немногие знают. Разве что за исключением экранизации "Энеиды" Ивана Котляревского.
— Замыслов у меня было множество, — говорит он. — Но воплотить их не удалось из-за нехватки средств. Хотел экранизировать поэму Пушкина "Руслан и Людмила". Но начальство не позволило: российская классика, мол, это вам не казаки.
А сейчас чем занимаетесь ? Не верю, что такой человек только борщ варит...
— Ага, в настоящее время я мечтаю... Мечтаю издать книжную серию о своих казаках. Несколько лет назад вышла первая, "Как казаки кулеш варили". Разошлась быстро. Теперь за собственные деньги готовлю "Как казаки на свадьбе гуляли". Не хватает только текста. Поэтому ищу, кто мог бы его написать, — мультфильм же без слов. Да и денег нет: пенсии — 340 гривен в месяц — маловато. Правда, еще небольшую стипендию дают за Государственную премию. А недавно мне предложили отснять десятую серию — "Как казаки в тридевятое царствие ходили". В соавторстве с Алеком Викеном, кстати, моим учеником, хотим запустить ее в работу.
Комментарии
4