




Родные называли Вию Артмане Фиалкой, потому что на латышском это слово — ви йоли те — напоминало ее имя. Она родилась 21 августа 1929 года в небольшом селе в центре Латвии. Осиротела еще в утробе матери — отец умер за четыре месяца до ее рождения.
Однажды беременная мама пошла к колодцу. Набрала воды, отошла. В это время над колодцем сорвался навес. Позвала своего 19-летнего мужа. Тот поппытался сам поднять. Надорвался и через несколько дней его не стало.
Мама во второй раз вышла замуж. Новый мужчина был грубияном и пьяницей. Не выдержала и с ребенком пошла куда глаза глядят. Батрачила у зажиточных крестьян, а дочка целыми днями была сама. 10-летней отдала ее в пастушки. Лучшей подругой девочки была корова. Когда девочке исполнилось 15, переехали в Ригу. Там вскоре пошла в драматичную студию при театре им. Яниса Райниса. Сменила свое имя Алида на более звучное — Вия. Красивая, талантливая, в 1949-ом она уже актриса театра. Проработала в нем почти полвека.
В кино дебютировала в 1956-ом в фильме "После шторма". Звездой всесоюзного масштаба ее сделала мелодрама "Родная кровь". Героиня Вии Артмане — паромщ ица Соня — многодетная мать. Женственная. Вия сумела передать чувства и самые тонкие настроения простой женщины.
— Я играла саму себя, — говорила.
Потом были роли в этапных для литовского кинематографа фильмах — "Никто не хотел умирать" и "Едгар и Кристина". Ей начали присылать письма со всего Советского Союза. В 1978-ом ее самая знаковая роль в кино — Джулии Ламберт в фильме "Театр" по роману Сомерсета Моема.
— Такую женщину каждый мужчина хотел бы иметь рядом, — считала. — Хоть она и негодяйка, но негодяйка очаровательная. Но прежде всего Джулия — человек очень честный по отношению к себе, своим недостаткам, и в этом ее красота.
В браке Вия Артмане не была счастлива.
— Мой муж — мы играли с ним в одном театре — был очень ревнивым. Потому что был очень грешным, между прочим. Еще до меня. Я была на много лет моложе него. Он не был таким, о каком я мечтала и кого хотела бы иметь рядом, но смирилась. Да... Бог простит.
Ее несколько раз звали в Москву, но родины она, дочка польки и прибалтийского немца, не оставила. В 1993-ем у нее отобрали дом в Риге, в котором прожила больше 40 лет, и передали потомку бывшего владельца. Несколько лет бедно и одиноко жила на даче — в небольшом домике.
Вспомнили о ней в 1999-ом: к 70-летию дали квартиру в центре Риги. В 2000-ом Вия Артмане снялась в одном из фильмов сериала "Каменская" — "Игра на чужом поле". Последней ее киноработой была роль Екатерины ІІ в ленте киевского режиссера Ильи Хотиненко "Золотой возраст".
— Я перенесла два больших инсульта и оставила профессию, — рассказывала тогда. — Сыграла после этого еще несколько сезонов и пошла. Так нужно: зритель любит здоровых актеров.
Ее не стало в прошлом году 11 октября. "Еще 21 августа свою статью "Фиалке в 79-й день рождения", посвященную маме, я завершил пожеланием: "Много счастливых лет тебе, Фиалка", — написал сын Вии Артмане на своем и нтернет-блоге в день ее смерти. "Последним островом этого мира для мамы стала психиатрическая больница в Стренчах, — продолжает. — Ее любили и персонал, и пациенты. Там она провела последний месяц жизни. Пару дней тому назад поздно вечером гостили у Фиалочки. В данных Богом сумерках сознания она не чувствовала боли, но страдание читалось в ее глазах. В тот прощальный раз оно было самым тяжелым. Прижавшись к ней щекой, тихо сказал: "Тяжелый, мама, твой большой крест..." Неожиданно ясно и четко прозвучал ее ответ: "Такая жизнь". Это был последний наш разговор на этом свете".
Вия Артмане завещала отпеть ее в православном кафедральном соборе Риги: в 1999-ом она приняла православие и получила имя Елизавета. К ее 80-летию в центре Риги на месте, где раньше стоял Ленин, должны открыть ей памятник. "Все в жизни от боли и от ума", — будут на нем слова.
Комментарии