С ровенским велопутешественником Григорием Иванчуком, 51 год, вечером встретились на базе, где он работает охранником. Худой загоревший мужчина в голубой рубашке стремительно подъехал на велосипеде и, соскочив, энергично протянул руку.
Рассказал, что рос в селе Сергеевка, в 25 км от Ровно.
— Насдаем с ребятами яиц по 6 копеек штука, купим мороженого, гази ровки — и поехали роверами на Ровно.
Однако настоящие путешествия Григорий начал в 31 год.
— Помню, как купил за 74 рубля харьковский велосипед. Настоящий, крепкий металл! — рубит рукой воздух. — Наездил им 200 тысяч километров. Гендиректору завода даже письмо заказно е написал, когда 100 тысяч наездил. Подсказал, что нужно модернизировать. Правда, ответа не получил.
По Прибалтике легко ехать: дороги там — ляля! И уважают велосипедистов, — говорит. — На уровне других участников дорожного движения, особенно в Эстонии. А у нас где хорошие дороги? — спрашивает и сам отвечает: — В Винницкой области, они и при Союзе славились. Еще — в Крыму и на Херсонщине.
Быстрее всего ездят на Кавказе, но не ли хачат. И по гостеприи мству им нет равных. А я же Кавказ проехал от Тамани до Баку! Останавливаются, спрашивают: "Дарагой, куда едэ шь? Что будэ шь кушать?". Угощают и на базаре, и так. Не в угощении дело, а в живом интересе, — резюмирует.
Садимся на скамью у проходной. На этой базе Григорий работает уже 12 лет. До того был грузчиком в магазине. А путешествовал во время отпуска.
— Как-то вычитал в "Советском спорте" два совета. Всегда иметь при себе спортивный костюм, замотанный в целлофан, и изюм, — от жажды. В Средней Азии изюм, может, и помогает, а у нас же везде колодцы есть. Я винограду наемся — 200 километров в день держу, и не чувствую нагрузок. По югу, где он растет, я гонял немало.
— А что из еды берете в дорогу? — спрашиваю.
— Сало. В первую поездку взял сахар-песок — рассыпался, яйца — побились. Тогда переключился на рафинад — вприкуску, по-солдатски. Масло, хлеб, крупа, — перечисляет, загибая пальцы. — Кастрюлька сзади на чаек. Потом сделал вторую кастрюльку — на макароны по-флотски, потому что жирное долго от мы вать. И сковородку на гре нки — с чесночком, солью, салом, — причмокивает. — Ем все, что растет по пути: яблоки, горох, кукурузу, подсолнухи. Воды ключевой попьешь. А то и соку купишь литровую стеклянную банку. А мороженое я себе запретил. Прихватывает организм, а ты же едешь разогретый, — объясняет.
На Эльбрус хотел, но почувствовал, что силе нок не хватает
22 мая 1996 года Иванчук проехал за сутки 500 км.
— Завтракал за Новоградом-Волынским, обедал в центре Киева, а спал на Черкащине, — хвастается. — Тяжело было только последние 45 километров.
Подходят коллеги, здороваются, называют его Гришей.
— У нас мужской коллектив. Начальство нормально относится к моему увлечению. Крайние точки моих путешествий — Баку, Казань, Таллинн и Чоп. В 1993-м у меня был маршрут шесть тысяч километров. Из них две тысячи — по сухой местности. Еще на Эльбрус хотел, но почувствовал, что силе нок не хватает. В Казахстане было тяжело: песок, пыль. Дощечка какая попадется — так обед сделаю на щепках.
Говорит, что ночует всегда под открытым небом — в лесу, в поле, на автобусных остановках.
— Хотя приглашали на ночлег. Но я от своих правил не отступаю. Как-то ездил в гости, так мне билет хотели взять на поезд, — смеется. — Нет, говорю, это позор туристу!
Вспоминает, как в январе спал на автобусной остановке при минус 23 градуса.
— Проснул ся — не успел даже зашнуровать ботинки, как замерзли пальцы. Хотел позавтракать — а хлеб не отрезать. Сало-то укусил, а хлеб — камень. Днем немного пригрело, так я чай сделал, в сосновом лесу прогрелся, — вспоминает мечтательно.
Ездил всегда один, — продолжает. Разве что пару раз на море с сыновьями и племянником. Отснял то ли 240 пле нок, то ли сколько, — задумывается. — Вот с Кавказа сделал альбом на 600 фотографий.
— Вы женаты? — спрашиваю.
— Был женат, сейчас нет. Но и когда был женат, ездил. В прошлом году ездил велосипедами с сыном и с племянником на море, в Затоку. Вышло по 200 гривен на человека растрат. Для таких поездок не любой велосипед пригодится. Желательно иметь "Минск". А у меня украли его в прошлом году — в Ровно, на Фабричной, возле магазина, когда отлучился ненадолго. Только замоче к остался. Сколько оставлял его и в Прибалтике, и в Мордовии — не крали.
В честь своих путешествий Иванчук высадил в ровенском гидропарке сосново-березовую рощу. Сделал это в прошлом году осенью. Деревца образовывали круг, а в нем — словосочетание 8 ЗЭЕ.
— Круг — это земной шар, — объясняет, — а 8 ЗЭЕ — это восемь земных экваториальных единиц: расстояние, которое я проехал за все эти годы. Березы остались, а сосны усохли.
1955, 15 июля — родился в селе Сергеевка на Ровенщине
1978 — женился на Алле; развелся; сейчас живет с сыновьями Валерием и Владимиром
1986 — купил велосипед; за первый год накрутил пять тысяч километров
1992 — общий километраж 100 тыс. км.
2005 — общий километраж 300 тыс. км.
2005, осень — высадил в ровенском гидропарке рощу в честь 320 тысяч километров
Велопутешествия Иванчука:
— 20 лет на велосипеде
320 тысяч километров
10 государств
1010 городов
в среднем 43,7 км в день
20 290 часов
406 ночей
121 маршрут
сменил 40 шин, 6 сёдел, 24 цепи.
Комментарии