В квартире 67-летнего Игоря Троцюка из Луцка узорные дубовые двери. Звонок — в форме сердечка. Двери открывает пухленькая женщина в переднике и красной косынке. Это 57-летняя хозяйка Мария.
— Полковник сейчас выйдут. Они читают, — говорит она.
Двухкомнатная хрущевка Троцюков заставлена антиквариатом.
— Покупал мебель 50–60-х годов и реставрировал ее, — объясняет хозяин, встает из-за журнального столика. — Зачитался детективом. Ведь до пенсии я работал следователям.
Пан Игорь откладывает очки с толстыми линзами и старенький томик Агаты Кристи. Немного виновато улыбается. Одет в красочную летнюю рубашку, синие галифе и домашние тапочки.
На дубовом столе стоит бронзовая чернильница-орел: птица держит в когтях зайца. На книжных полках — криминальные кодексы, справочники по праву, детективы. В серванте — много грамот с милицейской символикой.
Хозяин приглашает в ванную комнату.
— Не удивляйтесь, сантехника — мое хобби, — смеется. — Как-никак орден Ленина получил за нее.
К чугунной ванне прикрутил хромированные перила. Финская раковина сверкает особенной фосфорной эмалью. Напротив душа в стену вмурованы небольшие зеркальца. Настенное зеркало украшено золотистой рамой.
Сантехника — мое хобби
Игорь Троцюк — полковник в отставке. Почти 36 лет работал следователям.
Рассматриваем пожелтевшие фотографии. На одной — довоенная свадьба его родителей. На второй — молодые супруги держат на коленях карапуза на фоне портрета Сталина. Есть и фото юного Игоря в шахтерской каске, возле терикона.
— В 17 лет поехал по комсомольской путевке под Ворошиловград, строить шахты, — рассказывает. — И когда заболела мама, вернулся в Луцк и пошел работать на Гнедавский сахарный завод. Там была вакансия слесаря-сантехника.
Слышен запах жареного лука со специями. На кухне пани Мария готовит печень.
— Стал бригадиром газового участка, — продолжает хозяин. — Начальник Иван Фурив любил называть меня "незаменимым". Даже ходил в военкомат просить, чтобы не забирали в армию. Но когда завод построили — меня повязали. Оставил дома молодую жену Олю и двухгодичную доченьку Аллу.
Он достает из полки книжку "Война разведок" в новеньком переплете. Разворачивает на закладке.
— За два года до этого, в 1961-м, в Москве был приговорен к расстрелу полковник Пеньковский, — рассказывает. — Он доложил английской разведке о расположении межконтинентальных ядерных ракет Северного оборонного пояса. Тогда пусковые шахты перенесли в другое тайное место. Я строил те секретные шахты и ангары, — объясняет. — Везли нас в товарняках, будто зеков. Из вагонов не выпускали. Забросили в Мирный Архангельской области. Мой стройбат имел только номер 14286. В письмах домой не разрешали даже намекать на поселок, область или регион. Строили преимущественно под землей.
Он показывает групповое фото. Сержант Троцюк там — с орденом Ленина на гимнастерке. Сидит на стуле посреди шеренги солдат своей бригады.
— Приемная комиссия удивлялась: мы в четыре раза перевыполнили план, невзирая на мороз. Из Москвы пришел приказ: представить меня и командира части к звезде Героя соцтруда. Но почему-то ЦК решил ограничиться орденами Ленина.
Фотография дрожит в его руках. Смотря в окно, пан Игорь вытирает ладонью глаза.
— Тогда меня жена Ольга бросила. Забрала дочь и ушла к другому. Потом еще пять раз замуж выходила. Я, с орденом на шинели, вернулся в Луцк. А в 1967-м партия направила меня в Волгоградскую Высшую следственную школу МВД. Там и вступил в брак с россиянкой Галей. Привез ее сюда.
Еще пять раз замуж выходила
Прошу показать орден. Полковник берет из ящика потертую гербовую бумагу.
— Нет ордена, сынок, — вздыхает. — Галина пропила с собутыльниками. Получил только копию наградной книжки из Центрального архива России. Я — начальник следственного отдела — ездил, забирал ее из притонов. Сына Олега воспитывал уже сам. Когда ему было 10 лет, Галину лишили материнских прав. Отвез ее на принудительное лечение от алкоголизма в Полтаву. Разошлись, разменяли квартиру. В прошлом году Галина умерла. А в позапрошлом не стало моей дочери Аллы.
Заходит пани Мария, молча приседает возле нас.
— У меня тоже умерла дочь от бывшего мужа, — отзывается. — Это нас с полковником еще больше сблизило.
Женщина поправляет седые волосы.
Вместе они присматривают двух внуков и правнучку. Пан Игорь получает полторы тысячи гривен пенсии. Еще 140 грн доплачивают за орден Ленина.
Прощаясь, хозяин признается:
— Тянет меня под Архангельск, хочу старые места навестить. Там в настоящее время Плесецкий космодром.
26 апреля 1939 — родился в селе Городок под Луцком
1961 — вступил в брак с Ольгой, родилась дочь Алла
1966 — наградили орденом Ленина "за досрочный пуск стратегического военного объекта"
1967 — Волгоградская высшая следственная школа МВД
1968 — женился в Волгограде на россиянке Галине
1969 — родился сын Олег
1971 — следователь, после — начальник Луцкого горотдела милиции
1985 — следователь УВД
1991 — вступил в брак с Марией
1997 — вышел на пенсию; юрисконсульт в Луцкой райгосадминистрации
2001 — юрисконсульт в областной психушке
2004 — умерла дочь Алла
2005 — умерла Галина
Комментарии