От 25-летнего Василия Шишкина из Черкасс более полугода назад ушла жена, на год старшая Елена. Сына 2-летнего Дмитрия, который родился с диагнозом косолапость обеих ног, оставила на мужа.
Трехкомнатка Василия Шишкина на четвертом этаже "хрущевки" на ул. Пастеровской. В коридоре велосипед и детская коляска. В гостиной импортная детская кровать с балдахином. По паласу ползает мальчик в джинсах и серой футболке.
— Бука, бука, — листая журнал, тычет пальцем в машину.
— Бука — это машинка у него, — объясняет Василий. — Вчера были у врачей. Проходим комиссию для операции. Сдаем анализы. Говорят, что после вмешательства ребенок будет ходить. Но ни один анестезиолог не берется готовить сына к операции, потому что у него малый вес. Боятся, что после наркоза не проснется. Бывшая жена тоже маленькая. Ее брата не берут в армию, потому что весит 50 килограммов.
Василий замечает, что сын помочился. Кладет ребенка на диван. Сбрасывает мокрые штанишки и носки. Переодевает в сухое. Ступни у мальчика вывернуты внутрь.
Супруги Шишкиных прожили в браке пять лет.
— Елена родом из Перми. Я туда поехал к родственникам, год учился в училище на слесаря. Нас познакомил общий друг. Встречались два года. Свадьбу сыграли в 2007-м в Черкассах. Мои родители купили нам квартиру. Через год в августе родился Дима. Когда Елена ходила беременная, никто из врачей не говорил, что у плода какие-то изъяны.
Василий зарабатывает на ремонтах компьютеров. Родители раз в два месяца дают по тысяче гривен. На ребенка-инвалида получает 850 грн. Вспоминает, что ссоры с женой начались, потому что не имел постоянного заработка.
— Кричала, чтобы нашел себе нормальную работу. Злилась, когда купили компьютер, хотя я за ним сидел максимум два часа в день. Не раз говорила: "Я себе нормального рожу, а ты с этим возись". Как-то пришел с работы, а с ребенком сидит соседка. В квартире все перевернуто. Елена ушла из дома и пересказала, чтобы я почувствовал, как быть в ее шкуре. Я ей предлагал остаться жить в квартире с ребенком. Сам хотел уйти. Она отказалась, потому что здесь ей все напоминает обо мне.
— Сначала ничего с сыном не успевал, — продолжает. — Потому что нужно и в магазин сходить с ребенком, и есть сварить. Мне предлагали временно отдать его в дом малютки. Тогда операцию сделали бы за государственные деньги. Но я не могу оставить своего ребенка в приюте. Три месяца назад сошелся с девушкой Илоной. Она медсестра. Помогает, к Диме уже привыкла. Елена сейчас живет у парня, с которым познакомилась через интернет. Василием зовут, как и меня.
Елена Шишкина работает на кондитерской фабрике.
— Он очень сильно гулял, не раз и не два поднимал на меня руку. Говорил, что я ему надоела, — рассказывает по телефону. — Последней каплей было, когда одну из любовниц привел домой. Они не впустили меня в квартиру.
Николай Запорожец, заведующий детского ортопедо-травматологического отделения городской больницы №1, говорит, что операцию мальчику нужно было сделать еще в 6-месячном возрасте.
— Олимпийским чемпионом Дима не станет, но сможет сам ходить. Мы ежегодно оперируем до десятка таких детей.
На операцию нужно 20 тыс. грн. Деньги все желающие могут перечислить на счет 29244825509100 МФО 305299 ОКПО 14360570.
Комментарии