17 декабря должна была праздновать 85-летие начальник медицинской части больницы Охматдит Варвара Лабзина. Она умерла в феврале шесть лет тому назад от рака на 79-м году жизни. Похоронили на Байковом кладбище.
— Когда мать умерла, я увидела на столе записную книжку, — говорит дочка 53-летняя Ольга Порядинская. Разговариваем в столичном парке Шевченко. - Мама умышленно положила ее на видном месте. Там был список людей, которым я должна была позвонить в случае ее смерти. Первым в списке был патологоанатом.
Ольга Порядинская садится на лавку. Смотрит на красный корпус университета им. Шевченко.
- Портрет моего отца Михаила Щербаня висит в университете на почетной доске. Он всю жизнь преподавал на кафедре географии. Родители прожили вместе почти 50 лет. В 2000-ом его не стало. Они познакомились студентами. Отец учился вместе с маминой сестрой Марией. Она их и свела. Женились сразу после окончания учебы в 1952 году. Потом маму направили на работу на Донетчину. До сих пор храню их переписку. Отец всегда был суровым, иногда даже жестким, а матери писал такие нежные письма. Называл ее "Варенькой".
Когда мне исполнилось 4 года, отца отправили в Китай. Мы поехали вместе с ним. Там мама год стажировалась у китайского профессора, который занимался иглотерапией. Всего на человеческом теле есть 3 тысячи активных точек. Хорошим специалистом считают того, кто знает хотя бы 300. Мать знала 2 тысячи. Каждую могла назвать по-китайски. После стажировки год практиковала иглотерапию в Китае. Имела там частный кабинет. В Украине эту технику практиковала только на знакомых. Всегда носила с собой набор игл. Как-то поехали с ней отдыхать в Крым. С нами по соседству жила женщина, больная астмой. После маминых сеансов у нее приступы астмы прошли.
В 1960-ом Варвара Лабзина начала работать в Охматдите педиатром. Через 10 лет стала заместителем главного врача по лечебной части.
- Мама хорошо разбиралась в хирургии, неврологии и гинекологии. Все соседи обращались к ней за помощью. Она всегда настаивала, чтобы детям делали прививки и закаляли. Носила с собой аптечку для оказания первой помощи. Как-то ехали по трассе, на наших глазах столкнулись две машины. Тогда мобильных телефонов не было, нечего было надеяться на помощь. Мама вышла из машины, начала обрабатывать раны, бинтовать людей.
Говорит, у Варвары Лабзиной была феноменальная память.
- Она держала в голове около тысячи номеров телефонов, помнила даты рождения всех знакомых. Каждый год рассылала всем поздравительные открытки на праздники. Все адреса наизусть писала. Помнила своих пациентов. Как-то привели ей одного мальчика. Она посмотрела на него и говорит: "У нас когда-то мама твоя лежала с пневмонией".
Комментарии