Наталия Павлова, 48 лет, из Винницы продает воздушных змеев. При ветреной погоде ездит с ними по Киевщине. Когда тихо, торгует бантами для волос.
Наталия стоит между палатками на базаре в Переяслав-Хмельницком на Киевщине. Жалуется, что нет ветра.
— Этот бизнес придумал мой старший сын Ярослав, — рассказывает женщина. — Ему 32 года. Как-то сделал десять змеев. Говорит: "Попробую продать". За 20 минут разобрали. У меня пятеро детей. Садимся все вместе: один паяет, второй вырезает, третий — реечку. За день сто штук можем изготовить.
Цены на воздушных змеев 3–30 грн. Дешевые — из полиэтиленовых пакетов, те что подороже — из шелка. Женщина разворачивает синего змея с хвостиком.
— Поднимется на тысячу метров, — заверяет она. — Мы когда-то на два километра отпустили.
Говорит, сын Ярослав умеет делать змея-аиста:
— Красный клюв, черное оперение, сам белый, такой красивый!
Своей машины у Наталии нет.
— Езжу электричками, автобусами, — говорит женщина. Возле нее стоит 30-летняя дочка Снежана. — Моя территория — Киевская область. А дети по всей Украине торгуют. Один сын, Владик, в Чехии, работает на стройке. Летом мы и на Черном море, и на Азовском продаем. С конкурентами ссоримся за пляжи. В Крыму их много.
— Девочки, хоть по одной копейке бросьте, Христа ради, — монашенка с иконой ходит между палатками. Наталия дает ей мелкую монету.
Муж не ходячий, ползающий, можно сказать
— В Виннице не торгую, потому что стесняюсь, — признается. — Я раньше бриллианты изготовляла на заводе "Кристалл". Но сократили. На проходной голыми проходили. С резинкой на голове или заколкой — нельзя, нужно расчесаться. Тапочки обтираешь о специальные щетки. А потом в чем мать родила и в тапочках — через проходную. Десять лет работала.
Спрашиваю, не пытались ли рабочие украсть с завода бриллианты.
— Да, да, — кивает Наталия. — Как-то сразу 18 человек милиция забрала. Друг друга посдавали. Полностью готовый камень взять невозможно, только на конечном выходе. На каждом участке своя операция. Там — расколка, там — разметка, огранка, шлифовка. Из всех участков по одному сговорились. Кого посадили, кого условно. А кого с "волчьим билетом" уволили.
Рассказывает, что во время перестройки зарплату выдавали долларами:
— Или привозили японские товары: одежду, бытовую технику, парфюмерию.
— Сколько такой бантик? — подходит блондинка в плаще.
— Пять гривен парочка, — отвечает Наталия. Говорит, что самый дорогой стоит 8 грн.
— Бантики тяжелее, чем змеев, делать, — объясняет. — Очень это медленно. Муж у меня — инвалид. Владимир не ходячий, ползающий, можно сказать. Помогает мне листочки нарезать.
По словам женщины, была у нее в Виннице квартира, но продала, потому что большой семье было там тесно. На вырученные деньги купили дом. Дочка рассталась с мужем, живет вместе с родителями, воспитывает сына. Младший сын Наталии, с невесткой и дочкой, тоже возле них. Есть еще одна незамужняя дочка.
— Выбирайте бантики, на резиночках все! — призывает покупателей. — Мама моя нигде не работала, — вспоминает. — Я не удачно родилась — полу-слепой, с глаукомой. Так она со мной возилась. Как-то ехала в поезде, а ее попутчиком был глазной профессор. Посоветовал, что лучше всего для глаз земляника прямо из корня. "Везите ее в лес и запихивайте, сколько можете". Я на эту землянику до сих пор смотреть не могу.
Говорит, в очках ходила до 15 лет:
— А потом лечила косоглазие, ходила с одним закрытым глазом. Как адмирал Нельсон.
1958, 27 мая — Наталия родилась в Виннице
1974 — в 16 лет вышла замуж за инвалида Владимира
1975 — родился сын Ярослав; через два года — дочка Снежана; еще через два — Владислав; через восемь лет — Иван; год спустя — Алена
1976 — три года работала проводницей в поезде
1995 — уволили из завода "Кристалл", на котором 10 лет обрабатывала бриллианты
2000 — продает воздушных змеев
Имеет пятерых внуков
Комментарии