28 апреля в автокатастрофе погиб 53-летний генерал Службы безопасности Украины Олег Черноусенко. После оранжевой революции он возглавлял столичное управление СБУ. В мае 2006-го его освободили от должности. Год Черноусенко ожидал нового назначения.
Раньше Черноусенко работал заместителем председателя Харьковского городского отделения СБУ. В парламенте второго созыва был заместителем председателя комитета по вопросам нацбезопасности. В 1998-м возглавил управление военной контрразведки СБУ. С 2001-го руководил управлением аппарата С НБОУ.
Авария произошла у села Козин Радивиловского района Ровенщины. Вместе с 37-летней женой Валентиной и друзьями — супругами Владимиром и Надеждой Михайленко Олег ехал из Киева во Львов. Авто "Тойота-Авалон", за рулем которого сидел Черноусенко, на большой скорости столкнулось с грузовиком ЗИ Л-130. Олег умер на месте происшествия. Его жена, супруги Михайленко и водитель грузовика выжили. Валентину перевезли в столичный госпиталь СБУ.
В больничной палате, где лежит женщина, на тумбочке стоит фотография Черноусенко в генеральской форме. Рядом — две зажженные свечи и маленький фарфоровый а нге л. На кровати — еще один портрет генерала, на котором он улыбается.
Валентина говорит, что гасит свечи лишь ночью, когда ложится спать. Ухаживает за женщиной ее мать Тамара Кислицкая. У Валентины на лбу шрам, челюсти скреплены пластинами. Глаза заплаканные, говорит она одними губами, не разжимая зубов.
Привезла ему багажник сирени
— 28 апреля мы собирались во Львов, потому что я там никогда не была, — вспоминает Валентина. — На вечер у нас были забронированы билеты во Львовскую оперу. Дорогой из Киева в машине я уснула. А пришла в сознание, когда уже ломали двери. Трогаю его за плечо, а он не отвечает. Меня обманывали три дня: говорили, что он жив, в другой больнице.
Валентина плачет, берет в руки фотографию, прижимает к себе. Мать утирает ей слезы салфеткой.
— У дочки было сильное сотрясение мозга, — говорит. — Ей нужно было лежать три недели. А она на третий день встала, чтобы быть на похоронах Олега.
— Мы ехали на машине наших друзей, — опять вспоминает Валентина. — Олег прекрасный водитель, мы часто путешествовали машиной. Он не мог уснуть за рулем. Мы покупали журнал "Караван историй", и я ему читала в дороге.
Олег и Валентина познакомились в 2001-м в посольстве Украины в Литве. Валентина работала там третьим секретарем по гуманитарным вопросам, а Черноусенко был советником.
Оба оставили семьи в Киеве. С первой женой Ольгой Олег учился в Харьковском политехническом институте. Они поженились на четвертом курсе. Их сыну Ростиславу 28 лет, он юрист, живет в Харькове. 26-летняя дочка Светлана — референт-переводчик в управлении Госохраны. У Валентины от первого брака — 15-летний сын Александр.
— Когда в посольство приезжает новый человек, он привозит буханочку черного хлеба, — продолжает Валентина. — 11 апреля 2001 года Олег тоже занес мне буханку бороди нского, запаянный в полиэтилен. Я положила его в шкаф и забыла. Позже нашла эту буханку. Обычно хлеб плесневеет, а этот окаменел. Теперь стоит в нашей квартире на полке в шкафу.
Свечи перед портретом догорают. Валентина зажигает новые. На шее у нее золотая цепочка. На ней — крестик, ладанка и обручальное кольцо мужа. Женщина сознается, что хотела спаять обручальное кольцо мужа со своим.
— Но батюшка Нифонт из Лавры, который венчал нас, а потом отпевал Олега, сказал, что так не принято.
Валентина рассказывает, что Олег год ожидал нового назначения.
— Большие концерны предлагали ему хорошую работу. И зарплату повыше, чем государственная. Но он говорил: "Хочу изменить жизнь в государстве к лучшему — я знаю как". Как-то были в магазине, зазвонила мобилка. "Йес, есть назначение!" — воскликнул в трубку. "Тебя назначили?" — спрашиваю. "Нет, хорошего человека назначили", — говорит. Он не был завистливым.
В палату заходит женщина с подносом. На нем — чашка с супом, сок. Тамара просит дочь поесть. Та отказывается. Говорит, муж был очень хлебосольным, любил принимать гостей.
— Олег мечтал о большом аквариуме, и мы завели рыбок. Он садился возле аквариума и успокаивался, — вспоминает Валентина.
На девять дней врачи не отпустили ее на Байковое кладбище.
— Я поехала к Олегу через шесть дней, 12 мая. Привезла ему багажник сирени. Долго сидела возле него, спрашивала, как ему там. А ночью он мне приснился. Будто я стою в прихожей нашей квартиры, отворяются двери, он забегает такой радостный, запыхавшийся, обнимает, целует меня. Я понимаю, он не знает, что умер. Спрашиваю его осторожно, чтобы не напугать: "Когда что-то произойдет, там мы с тобой не потеряемся?" А он говорит:"Солнышко, у нас с тобой впереди — вечность".
Валентина говорит, через год поставит мужу белый памятник.
Дочь Олега Черноусенко воспитывает 3-летнего сына Александра, сейчас — в декретном отпуске. Рассказывает, что когда родители расстались, год не разговаривала с папой.
Большие концерны предлагали ему хорошую работу
— В последний раз отец с мамой были вместе на моей свадьбе в 2002-м, — рассказывает Светлана. — Год я сердилась на него, а потом простила. Папа всегда привозил из командировок платья, блузочки, туфельки. А из Америки — вечернее атласное платье кремового цвета, я в нем была на выпускном вечере.
Светлана сознается, что в детстве ей казалось, что отец мало уделяет ей внимания. Добавляет, что когда у нее родился сын, отец сначала боялся брать его на руки.
— Но когда Саша подрос, гонял с ним по квартире. На людях он был серьезен, а с внуком превращался в ребенка. Надевал пиратскую повязку, они стреляли из игрушечных пистолетов.
50-летний Александр Зинченко в 2004-м возглавлял избирательный штаб Виктора Ющенко. Он хорошо знал Черноусенко.
— Олег отвечал в штабе за безопасность. Он организовывал поездки Виктора Ющенко по регионам, подбирал сопровождение. Если была угроза, оперативно изменял маршрут, — говорит он. — Помню, в октябре в Кировограде на площадь, где должен был проходить митинг, нагнали бульдозеров. С тех пор Олег предложил ставить в населенном пункте несколько трибун в разных местах, чтобы власти не знали, какую из них блокировать. А в августе 2004 года в Крыму Олег узнал, что из гор за Ющенко следят работники МВД. Милиционеров задержали, отобрали отснятые фотопленки и видео.
Освобождение Черноусенко в мае 2006-го с должности руководителя киевского управления СБУ Александр Зинченко объясняет "хаотической путаницей".
В прошлом нардеп, а в настоящее время — директор Института стратегических исследований Игорь Гринив помнит Черноусенко по совместной работе.
— Во время выборов мэра в Мукачево в апреле 2004-го к Олегу на площади подошел бандит, уже собирался достать пистолет, — вспоминает Гринив. — Олег сказал ему: "Если будет попытка использовать оружие, я успею выстрелить первым". Бандит растерялся, спрятал пистолет и молча ушел с площади.
Он всегда ходил в гражданском, — продолжает Гринив. — В генеральском мундире видел его только на праздновании первой годовщины оранжевой революции. Потом говорил с ним после освобождения от должности руководителя столичного управления СБУ. Он не сетовал. Говорил, что готов служить и дальше.
Комментарии