
В эстонском посольстве на улице Владимирской в Киеве работают 11 человек. На хорошем украинском разговаривает лишь секретарша. Посол Яан Хейн, 46 лет, ведет в зал для приемов.
— Кабинет у меня небольшой, — просит прощения по-русски. — Туда не приглашаю.
От посла пахнет туалетной водой "Булгари". На нем темно-синий полосатый костюм английской фирмы "Форсайт".
Интересуюсь, сколько у нас есть времени на интервью.
— А который час? — поднимает он манжет рубашки, часов на руке нет. — О, забыл дома! У меня швейцарские часы, 14 лет тому назад купил. Жена сказала бы, какой марки. А я марок в голове не держу. Моя жена — украинка, ее фамилия Се-ме-нен-ко, — по слогам произносит посол. — Половина ее семьи из Богодухова Харьковской области, остальные родственники — и з-по д Ялты.
Как вы познакомились?
— Ей было 15, а мне — 16. Она дочка украинского военного, родилась в Литве. Когда ей было пять лет, отца перевели в Эстонию. Марина занималась фехтованием в женской эстонской сборной. А я был помощником тренера.
Как вы делали предложение?
— Никак, — разводит руками. — Осенью сказал ей, что нравится мне, а поцеловались следующим летом. Встречались два года, потом поссорились. Я не хотел служить в советской армии. После того, что советские солдаты сделали в Праге и Будапеште, — посол стучит кулаком по столу, подпрыгивая в кресле. — Дочка офицера не могла этого понять. Показала на двери и сказала: "Больше ко мне не ходи".
В 27 лет Яан Хейн вступил в брак с эстонкой.
— Мы прожили три года, детей не было. Поняли, что наш брак — ошибка, и разошлись. От второго мужа она родила детей. Теперь наши дети дружат, — рассказывает.
Когда встретились с Мариной опять?
— Через 20 лет, в 1997-м, — улыбается Хейн. — Нас свел общий знакомый, дипломат. Он купил квартиру в доме, где жила Марина. Мы встретились у них в гостях. Марина была замужем за русским, тоже разошлась. Воспитывала дочек Анну и Ксению. Я предложил ей поехать в предместье Таллинна погулять — люблю отдыхать на природе. Обручального кольца не подарил, но жить мы стали вместе. Брак зарегистрировали в 2000 году.
В 1999-м у Яана и Марины родилась дочка Хелен.
— Тогда отцам позволили быть при родах, — вспоминает он. — Дочка появилась на свет 7 марта. Небо было в тучах, на тротуарах лежала грязь. Я подумал: "Горемычная, приходишь в мир, а здесь так серо". Пока врачи занимались женой, дочку дали мне. Я поднес ее к окну. Вдруг появился луч, упал ей на нос. Хелен чихнула и раскрыла глаза, — говорит он нежно.
В Праге меня обслуживал портной, который шил костюмы Вацлаву Гавелу
Где живете в Киеве?
— На улице Коминтерна, это скромная квартира. Метров двести, планировка неудачная. Ищем новое жилье.
Много времени проводите дома?
— Дважды в месяц стараюсь посвятить жене выходные. Два месяца тому назад ходили на оперу Пуччини "Турандот". У вас прекрасная опера, можно без страха идти на любое представление. В рабочих поездках замечаю места, куда хочу повезти семью. В последний раз ездили во Львов.
Каким транспортом пользуетесь?
— Украина — маленькая страна. Здесь проще ездить авто. У меня посольская " Ауди -06". За полтора месяца наездил восемь тысяч километров. У меня два водителя. Один отсыпается, второй меня возит.
Жена работает?
— Нет, она получает зарплату, как жена посла, это почти три тысячи гривен. Присматривает за детьми. Двое младших, 8-летняя Хелен и 17-летняя Ксения, учатся в американской школе Святошинского района. Старшая Анна, ей 24 года, придумывает слоганы в питерской рекламной фирме, собирается замуж.
На каком языке общаетесь?
— На русском и эстонском, — чуть краснеет Яан. — Украинский тоже изучал. В Таллинне украинцы собираются в церкви у городской стены. Ее восстановил местный священник отец Анатолий. Рядом есть этнографический музей. Он сложил там печь, устроил воскресную школу и учит желающих украинскому языку. Я тоже ходил на занятия, но путаю украинский с русским. Как это называется, — посол смотрит вопросительно, — шуржик, да?
А дети украинский знают?
— Да, старшая знает еще русский, эстонский, французский, английский и испанский. Средняя — русский, эстонский, английский и изучает немецкий.
Балуете их?
— Лучший для них подарок, когда я дома, — вздыхает. — Но деньгам они тоже рады. Ксения летом устроилась в Таллинне почтальоном, просыпалась в пять утра. Младшая, Хелен, умеет экономить. Выбирает в магазине вещь, а потом ожидает скидки.
В каких магазинах одеваетесь?
— Лучшие вещи делают частные портные. Здесь пока не имею такого, — поправляет галстук. — Когда работал в столице Чехии Праге, меня обслуживал портной, который шил костюмы президенту Вацлаву Гавелу. Обувь покупаю в Таллинне. У вас или очень дешево, или очень дорого. Лишь парфюмерию можно купить за хорошую цену. Я люблю "Булгари" и "Сент Дюпон".
1961, 10 марта — Яан Хейн родился в столице Эстонии Таллинне в семье
военного
1979-1990 — окончил факультет философии, потом — аспирантуру Ленинградского
госуниверситета
1990-1992 — студент Института истории Европы в г. Майнц, Германия; Женевского
института международных отношений, Швейцария
1993 — впервые посетил Украину
1994 — советник по вопросам обороны и политики посольства Эстонии в России
2000 — временный поверенный по делам эстонского посольства в Праге, Чехия
2004 — директор бюро Восточной Европы и Центральной Азии МИД Эстонии
с 2006 — посол Эстонской республики в Украине
Комментарии