"Сейчас я пообедаю, потом встретимся на Майдане, около глобуса", — соглашается на интервью 69-летняя Параска Королюк. На встречу приходит в вышиванке и оранжевой юбке. В руке держит кожаную сумочку.
— Меня все поздравляют, как президента, — смеется. — Вот сейчас шла, а мне люди рукой машут.
Разговариваем в столовой "Два гуся". На груди у Параски Васильевны серебряный орден княгини Ольги ІІІ степени, вручили в 2005-ом.
— Президент нацепил ли чно, — хвастается. — Но на медаль не рассчитывала. Я только рвусь к президенту и Юле Тимошенко, чтобы схватить их за руку — они тогда помирятся. А олигархи не пускают меня, спинами заслоняют.
Полтора часа рассказывает о своем детстве — невозможно перебить.
— Запомнила войну. Видела, как самолеты стреляли в села. Отец Василий умер, когда мне было полтора года — в поместье во Львове простудил голову. Мама Ганя инвалид второй группы. У нее была бородавчатая волосянка, температура под 40 постоянно. Ноги как ведра, и раны до самого паха. Дедушка забрал нас с мамой к себе в село Садки. Он делал безрукавки и дубле ночки, с того и жили. Но голод я еле перенесла. Меня ели вши, блохи, гниды. Дедушка вылил буты лку нефти мне на голову, попек всю шею. В голодный год он сварил кулеш и у звар из груш, накушался, получил заворот кишок и умер. С мамой нам остался старый дом с дырами. Я просила, чтобы она шла замуж, она не хотела. Говорила, что я у нее за мужика. В 13 лет я поехала на заработки на Днепропетровщину в село Широкое. Там на току возила трактористам есть. За несколько месяцев заработала шесть центнеров зерна — себе на шубу. Матери взяла материи на юбку и передник.
Мужа тоже там встретили? — интересуюсь.
— Я была бедная, мама — больная, ребята мной интересовались, — стесняется. — Один ко мне ходил три года. Его родственники не разрешили на мне жениться. Свадьбы у нас не было, но родила дочку Ганю. Он женился на другой. Я дочь сама растила. Выучила на повара в Днепропетровской области.
Я себя посвятила их семье
С трактористом Александром Леоновым прожила 20 лет.
— Была на заработках в селе Богатая Чернещена в Харьковской области, — вспоминает. — Четыре года работала дояркой. Там вышла замуж за Сашу, забрала его в свое село. Но он был пьяница. Дрался, маму мою за горло душил. Не раз его пьяного приносили домой на носи лках. Я не стерпела — выгнала. Саша поехал к себе на родину. Там пошел к женщине на шестеро детей. Теперь она калека, ногами не ходит. Но на Сашу я не злюсь, развод не оформляла. 23 года назад он умер.
Параска Королюк живет в селе Дорогичивка Залещицкого района на Тернопольщине.
— Дочки Мария и Ганя работают на кирпичном заводе. А Светланка — в роддоме. Ей недавно сделали операцию на груди. Простудилась во время революции на Майдане, пошло загнивание. Осенью хотят прооперировать вторую грудь. За помощь благодарю депутатов, министров и президента. Когда-то у меня болела левая нога, я сказала Ющенко. Меня положили в больницу в Феофании. Когда стало плохо Светланке, попросила, чтобы осмотрели ее. У меня дочки слабоваты. У самой младшей Марийки постоянно болит желудок и поджелудочная.
Где останавливаетесь в Киеве?
— Жилье то есть, то нет, — говорит тише. — Ночую у людей, которые меня примут. Иногда друзья снимают квартиру, а бывает и на вокзале сплю. Думаю, если бы попросила у президента или у Юли квартиру, они бы не ответили.
В гостях у них были?
— На день рождения поехала под дом к Юле, но охрана меня не пустила. У президента под домом тоже была два раза — и туда не пустили. Он меня часто забирает на третьей или на пятый этаж к себе в секретариат. Как-то говорит: "Если бы Бог помог мне, сделал бы единую церковь, Евросоюз, НАТО, Евро-2012 провел, пенсию людям дал, как за границей, — и тогда можно умирать". Я начала плакать.
У Королюк звонит телефон " моторолл а". Несколько минут говорит с дочкой Марией. Просит дошить рубашки.
— Вышили уже детям президента, а Екатерине еще ничего не успели, — говорит. — Подарила ей с Виктором Андреевичем одну на двух подушку, чтобы вместе ложились спать. Вышила рубашку его брату Петру. Ездила на могилу к их матери. Я себя посвятила их семье. Мои дочки считают президента братом. Может, моих вышиванок Ющенко и не нужно. Но когда ему подарю, то он радуется.
Комментарии
1