— У священника был сахарный диабет и цирроз печени. Диагноз поставили в прошлом году, было уже поздно, — рассказывает 58-летний Николай Котко, председатель села Червоная Слобода на Черкасчине.
28 сентября он пришел на похороны 46-летнего Иллариона, Черкасского и Кировоградского епископа Украинской автокефальной православной церкви. В миру — Игорь Савчук. Хоронят епископа на территории сельской Свято-Троицкой церкви, которую он построил.
— До последнего ходил на службу. Потом лег в районную больницу, — говорит Николай Васильевич. — Перед смертью посетил его. Он был веселым, бодрым, делился планами на будущее. А в субботу после восьми вечера мне позвонили из больницы. Говорят, что владыка отошел в иной мир.
— Отец Игорь создал в селе церковную общину и построил церковь, — продолжает. — В 2005-м ездил в Киев на рукоположение на епископа. Владыка был настоящим патриотом. В 2000 году ночью перед Покровой в центре села свалил памятник Ленину. Отец Игорь поставил лестницу, стукнул киркой по ноге. Ильич не устоял и упал. Отец Игорь звонит мне и говорит: я свалил Ленина. Что мне делать? Говорю: отче, дело сделано, ложитесь спокойно отдыхать. А утром увидел, что памятник кто-то разбил на кусочки. Коммунисты тогда возмущались, что это Котко заказал Ильича. Менее чем за год на месте Ленина мы открыли памятник Тарасу Шевченко. Его освящал отец Игорь. На день Святого Николая вместе искали спонсоров, чтобы закупить подарки детям. А потом вдвоем развозили по детским садикам, школам и в районную больницу. Не имел квартиры, бизнеса, машины. Был настоящим монахом. У него осталось несколько десятков крестников.
Игорь Савчук родом из города Городенка на Ивано-Франковщине.
— У родителей их было трое — Виктор, Роман и Игорь, — говорит отец Андрей, 32 года, из церкви, в которой служил епископ Илларион. — Семья была набожной. После школы Игорь поступил в агрономический техникум, а после армии пошел в Киевскую духовную семинарию. В 1992 году был пострижен в монахи и направлен в Червоную Слободу как отец Игорь.
— Все годы жил на квартире у бабы Кати, — вспоминает 49-летняя Вера Цюра, руководитель церковного хора. — Как пришел, выделила ему комнату и говорит: "Вот вам, отче, сковородка, кастрюля, варите себе есть". Он неделю пытался что-то приготовить. А потом заходит на кухню со всеми кастрюльками и говорит: баба Катя, будем мы готовить в одном казане. Покупал ей продукты, а она ему готовила. Жили дружно. Был очень щедрым, отдаст последнее. Кто бы не пришел, сначала сажал за стол, угощал вкусненьким. Дети любили к нему заходить засевать. Он научил их своим колядкам, которые знал с детства.
Отец Игорь пригласил меня работать в церкви. Хоть моя специальность — руководитель хора, к религии отношения не имела. Вместе с отцом изучала всю службу. С ним было легко работать. Когда приглашали на похороны или крестины, редко брал деньги. Никогда не устанавливал свою цену.
На похороны пришло больше 500 людей. Среди них — митрополит Автокефальной церкви Макарий, семь епископов из других областей, 70 священников, воины АТО.
— Познакомилась с ним, когда началась война с российским агрессором, — говорит глава областного совета 51-летняя Валентина Коваленко. — До последнего заботился о наших солдатах в зоне АТО. Ездил туда сам. Хоть болел, но не показывал, держал свою боль в теле. Часто встречалась с ним на похоронах воинов АТО. Он молился, чтобы ребята нашли там свое упокоение.
Нового епископа Черкасского и Кировоградского назначат на 40-й день после смерти владыки Иллариона.
Комментарии