Виннитчанка 85-летняя Ольга Твердохлебова приехала в село Правиловка Оратовского района Виннитчины. Там встречались женщины, награжденные Орденом княгини Ольги. Таких в области 51.
На пиджаке Ольги Ивановны — награды. Она работала разведчицей на фронте во время Второй мировой войны. Ее биография есть в книжках "Женщины Украины" и "Они защищали Родину". Орден княгини Ольги получила в 2009-м.
— Это мой четвертый орден, но первый украинский, — рассказывает. — Его должны были дать раньше, но до меня дошли слухи, что когда где-то там на верху увидели, сколько у меня наград, то сказали: еще подождет. Сколько всего у меня наград — не считала.
Показывает медаль почетного ветерана России. На большой ленте висит награда с изображением Георгия Победоносца. В прошлом году в Москве ее вручил российский президент Дмитрий Медведев.
— Целует мне Медведев руку, а я ему говорю: "Дмитрий Анатольевич, я месяц не буду руки мыть". А он: "Мне так нравится ваш язык. Знаете, у меня есть корни в Херсоне". А я ему: "Что вы такое говорите, Херсон — это не Украина". Он так засмеялся.
С правой стороны висит медаль "За отвагу".
— Получила ее посмертно в 1943-м, это моя первая награда. Нас, разведчиц, тогда забросили в польский город Ченстохова. После операции по выявлению немецкого завода по изготовлению оружия с девушками переходили линию фронта. Мы уже вышли на нейтральную зону, как начался обстрел — немцы с одной стороны, наши — с другой. Помню, разорвался снаряд и меня отбросило волной в сторону. Очнувшись, поползла в воронку: бомба не попадает в одно и то же место дважды. Наши немцев отогнали. Когда закончился бой, санитары подбирали раненых и убитих, нашли меня. Мои девушки погибли, а я попала в медсанбат. Когда оттуда пришла в свою часть, узнала, что меня посмертно наградили медалью за отвагу. Думали, я тоже погибла.
Медаль "За взятие Берлина" получила спустя 20 лет по завершении войны.
— В Берлине 10 мая 1945-го погиб мой жених Саша, такой красивый, голубоглазый. Мы шли в зоосад смотреть на экзотических животных. Саша шагал впереди. Он первый увидел, что из подвала на нас наставил автомат немецкий подросток. Только оглянулся, чтобы крикнуть "ложись", а тут очередь из автомата. В Берлине его и похоронили. Он был переводчиком из Сибири.
Замечает, что ее фотографируют, поправляет полы пиджака, одергивается.
— Еще у меня есть спортивные медали, только я их не взяла. У меня первый разряд по легкой атлетике. Месяц назад дома села на шпагат, а встать не могу. Зову сына, чтобы поднял. Сын заходит, а меня за столом не видно. Вова похоронил жену и сына. Сейчас живет у меня и волнуется, чтобы со мной ничего не случилось. Говорит: "Если ты еще раз сядешь, я тебе не знаю, что сделаю". Пробовала стойку на голове делать, но уже не могу: мир кружится.
Тамара ТЫСЯЧНАЯ
Комментарии