Николай Цяпкало месяц ехал на велосипеде в Париж
31 августа поехал на велосипеде во Францию 71-летний Николай Цяпкало из Ирпеня возле Киева. Пересек Польшу и Германию. За месяц преодолел почти 2 тыс. км.
— Как только заехал в Польшу, начались ветры и дождь. Дочка Марина звонит и спрашивает: "Холодно? Во Франции отогреешься". Говорю: "Не отогреюсь, потому что там 7 градусов", — рассказывает Николай Ефимович. — По Украине легко ехать, потому что знаю дорогу. В Польше начались автобаны. Их никак не объедешь. Спрашивал людей. Поляки говорили "старая дорога" и показывали другой путь. А еще спрашивали, ищу ли работу. Говорил, в Париж еду к внуку. "А почему не летишь самолетом?" Отвечал: "Денег нет".
Бандитов не встречал. Боялся рокеров в Польше, которые ездят на крутых мотоциклах, в черных масках. Думал, еще поиздеваются над дедом. Но все здоровались, махали рукой, кричали что-то. Дочка говорила: "Там все такие, как ты. Молодые мотоцикл не купят, потому что дорогой".
В Германии люди предупредили не ставить палатку в частном секторе. Останавливался в лесах. Они ухоженные, бывает, огорожены или обкопаны канавами.
Как-то положил велосипед и присел на обочине. Шел дождь. Подошли полицейские, спрашивают: "Вам помочь?" Сказал, что все хорошо, отдыхаю. Немцы настороженно: "Русиш?" Я крестился и отвечал: "Украинец". Тогда говорили: "О, зер гут".
В немецком супермаркете пытался рассчитаться карточкой. На кассе попросили паспорт, потому что был грязный и небритый. Подумали — бомж. Пришлось остановиться в гостинице и привести себя в порядок.
На день Николай Ефимович тратил $5–10.
— Была палатка, спальный мешок, туристический газовый баллон, — продолжает. — В еде я неприхотливый. Варил утром овсянку, пил чай. Взял супы в брикетах. Хлеб и масло покупал. Масло дорогое, но вкуснее, чем у нас. Днем думал питаться в столовых. Но там такого нет. Лишь рестораны. Туда меня грязного еще и не пустили бы. Искал в городах "Макдональдсы" или покупал хот-доги на автозаправках.
Борщом накормил внук, когда приехал к нему в Реймс возле Парижа. Там учится. Водил меня в Реймский собор — он больше, может, лучше, чем парижский. Но не такой ухоженный. Там короновались все короли и выходила замуж Анна Киевская.
Внук заказал мне билет на самолет в Марокко. Я ему подарил велосипед. Он сначала отказывался. Потом говорил: "Дедушка, смотри, какой у меня велосипед красивый. Весной устроюсь курьером. Все будут ездить на трамвае, а я на велосипеде". За такую работу платят 18 евро в час.
Николай Ефимович родом из села Лебедин Шполянского района на Черкасчине. Работает стоматологом в Бородянском психоневрологическом интернате. Имеет девятерых внуков от четырех дочек. Две вышли замуж за границу, живут в Ливане и Марокко.
— Опять хочется куда-то поехать, — добавляет Николай Ефимович. — Но нужно купить новый велосипед. Предыдущий мне переделали мастера из старого немецкого. Поставили новые колеса, фары, заменили запчасти. В дороге не подводил.
Комментарии
1