Как живет самая перспективная громада в Украине
Омельницкая объединенная территориальная громада Кременчугского района на Полтавщине — одна из первых, созданных в Украине в 2015-м. Минрегионразвития признало ее самой перспективной.
За два года здесь реализовали больше 50 проектов. Сделали современное отопление в детсаде, капитальный ремонт дома культуры и больницы. Купили школьный автобус и авто для врачей. На стене церкви установили солнечные батареи для ночного освещения. Хотят построить индустриальный парк с пятью большими предприятиями, там планируют создать 500 рабочих мест.
Фасад сельсовета Омельника выложен керамической мозаикой. В помещении — подвесные потолки, пластиковые окна, новая мебель, на полу — ламинат.
Голова ОТГ 64-летняя Александра Шереметьева показывает угол, где до недавнего времени от сырости мокрели стены, на зиму заползали ужи и лягушки. После ремонта стену замазали зеленой штукатуркой.
— Когда в Киеве два года назад объявили регистрацию ОТГ, мы сразу были там. Стали одной из 159 первых громад. Начинать было непросто. Смотрели на опыт Польши и других европейских стран. Постоянно ездили туда, — говорит Александра Ивановна. Она только что встречала три делегации из областных центров, которые приехали перенять опыт.
— До объединения бюджет четырех сельских советов составлял 7,2 миллиона гривен. А в 2016-м уже было 17,2 миллиона. Финансирование государства постепенно уменьшается. Должны сами зарабатывать. Сейчас одна из главных задач — создание индустриального парка. Это территория, на которой построим консервный и мусороперерабатывающий заводы, логистическую и транспортную компании. Проект подали на конкурс в Совет Европы. Если выиграем, можем получить 11 миллионов гривен.
Тяжелее всего было решить проблему с центральным водопроводом. Система изношена. Мы построили 8 километров водопровода. Но долги 500 жителей многоквартирных домов достигали 90 тысяч гривен. Пришлось беседовать с каждым жильцом, чтобы сдвинуть ситуацию с места, — добавляет Александра Шереметьева.
Каждый староста получает средства в зависимости от количества населения.
— Это казалось удобным: точно знаешь, какими суммами будешь оперировать. Но теперь видим, что это не всегда справедливо, — говорит заместитель председателя громады Светлана Неиленко, 29 лет. — Одни зарабатывают вдвое больше, но их средства идут на развитие соседнего села. Систему еще нужно додумывать.
Спрашиваем у Светланы Анатольевны, где нашли работу для работников сельсоветов, которых уволили во время объединения.
— Пристроили на другие должности, — отвечает она. — Секретари стали администраторами центра предоставления административных услуг. В сельсоветах работают староста, администратор ЦПАУ и землеустроитель.
В следующем году государство уменьшит субвенцию — дадут 2 миллиона гривен. Мы готовы искать дополнительное финансирование. Постоянно ездим на международные форумы. Узнаем о конкурсах. Определяем, какой объект можем восстановить, и готовим документацию. Потом ждем выводов грантодавцев, утверждения и финансирования. В 2018-м запланировали 42 проекта. Успокоимся, когда построим в селе метро, — смеется Светлана Неиленко.
В селе больше 1,8 тыс. жителей. Большинство работают в городе. Остальные — на аграрных предприятиях, теплицах, Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе и в магазинах.
— Перемены есть, но точечные. В целом картину они не меняют, — говорит мужчина в фуражке и теплой спортивной куртке. Курит у подъезда двухэтажного панельного дома на ул. Центральной. Называется Олегом, 50 лет. — В клубе отремонтировали лишь фасад. Не ясно, куда делись 2,5 миллиона, которые Шереметьева выиграла на водопровод — он до сих пор не работает. Из канализационного люка раз в неделю вытекают нечистоты, — подкуривает вторую папиросу. Переходит на русский. — Для людей надо повесить информационную доску напротив сельсовета: сколько денег пришло и куда их потратили.
У многоквартирного дома встречаемся с 35-летней Лилией Ясинской. Она — представитель инициативной группы для решения вопроса водоснабжения.
— Новый водопровод проложили, но к нему не подключают. Потому что есть долги по старому. С 23 октября, без предупреждения, воду стали давать дважды на день по 1,5 часа утром и вечером. Теперь вся квартира в тазах, ведрах. С 1 ноября должны были подключить к новой сети улицы Береговую, Камышанскую, Центральную и соседнюю со мной двухэтажку. В ней все жильцы заплатили по счетчикам и погасили долги. Месяц прошел, а с водой проблемы. Детсад и школа воду берут из скважин, а она там техническая. На улице сделали хорошее освещение, только почему-то ни на одной остановке нет фонаря, — говорит Лилия Ясинская.
Напротив сельсовета — магазин "Мебель". Перед ним обустроили газоны с системой полива, высадили декоративные туи, установили скамейки.
— Приезжала моя подруга из Светловодска. Говорила: "В городе нет такой чистоты, как у вас". Недавно кладбище облагородили — поставили забор новый, покрасили, — местная 56-летняя Любовь Скляренко крутит в руках черный кнопочный телефон.
— Боимся, чтобы Ощадбанк не закрыли. Там сократили рабочий день. Теперь очередь нужно занимать с шести утра, потому что приезжают жители соседних сел, — добавляет продавщица Лариса Локтева, 59 лет.
В соседнюю Демидовку нас везет староста 34-летний Андрей Пирог на сером "Дэу Ланос". До объединения был сельским председателем.
— Давайте говорить откровенно, если бы не ОТГ — ничего не было бы. Разве спонсорская помощь, которую нужно выпрашивать. А так садик сделали. Крышу клуба перекрыли. Денег вложили столько, как годовой бюджет села. Но жителям все мало. Хотят сразу и воду, и канализацию, и дешевый проезд. И чтобы жить, как в городе, — объясняет Андрей Пирог.
— Территория громады граничит с Кременчугом. Это не дает расслабиться, у людей требования высокие. Молодежь все-таки убегает в город. Но свободного дома в селе нет. Если свои не покупают, то из города приезжают жить. Семь раз на день маршрутка ездит.
Детский садик в Демидовке расположен в здании бывшей школы.
— Детей стало меньше, поэтому школу закрыли. Учеников подвозим школьным автобусом в Омельник. Половину здания оставили для дома для пожилых людей, во второй работает садик. В парке деревья посадили в честь Небесной сотни. Боремся, чтобы возле них бычков не привязывали. Теперешняя политика правильная — средства громаде дают, но жители и сами должны вкладываться, — добавляет Андрей Пирог.
4 сельсовета — Омельницкий, Демидовский, Ракитненский и Запсельский — входят в Омельницкую объединенную территориальную громаду. Это одна из наибольших в Украине. Всего — 20 сел. Получает субвенции от государства и привлекает заграничные инвестиции. Проекты финансирует Евросоюз для поддержки реформ. В прошлом году международные организации выделили больше 13 млн грн. На 1 грн собственных средств громада привлекла 6 грн.
Школе купили семь ноутбуков
В селе Пятихатки Кременчугского района наибольшим достижением создания ОТГ местные считают ремонт водопровода. Обновление детсада запланировано на 2018 год.
— Наш проект капитального ремонта выиграл конкурс в области. Получим больше 700 тысяч гривен. Запланировали утепление здания, возобновление канализации и капитальный ремонт помещений, — говорит руководитель детсада Светлана Литвиненко, 59 лет.
Неподалеку от Пятихаток расположено село Ракитное. На содержание местного учебно-воспитательного комплекса громада в этом году выделила 670 тыс. грн.
— Мои коллеги шокированы, когда слышат о таком финансировании. Какая-то сельская школа, а имеет семь комплектов интерактивных досок, класс информатики, семь ноутбуков, — говорит 31-летний Дмитрий Боярский, директор Ракитненского УВК.
— Мечтаем, чтобы сделали хорошую дорогу между Омельником и Ракитным. Потому что пока есть только грунтовая. В дождь приходится добираться по объездной, а это минимум 17 километров, — говорит местная жительница Ирина Филатова, 54 года.
Комментарии