Поэтесса 80-летняя Лина Костенко живет в центре столицы на ул. Гончара, 52. Утром 10 сентября к ее дому подъезжает грузовик. Оттуда выходят двое мужчин. Снимают сорочки, надевают желтые спецовки и начинают отгружать красный кирпич.
- На девятом этаже заказали 5 тысяч кирпичей, - рассказывает один из них. Называется Виталием. Фамилию говорить не хочет. - Хозяева недавно купили квартиру, теперь хотят ее перепланировать. Между кухней и гостиной выбьют стену. Из одной спальни сделают две. Говорят, в этом доме раньше жили только писатели. А сейчас половину квартир богатые люди выкупили.
Во дворе расположена частная стоматология и магазин сувениров из Латинской Америки. Две женщины среднего возраста выходят перекурить. Разговаривают на русском.
- Ой, шума из-за этой вашей Лины. Постоянно что-то передают нами, какие-то конверты, записки, спрашивают. Я из России, подруга Татьяна - из Беларуси. К нам она никогда не заходила, но теперь мы тоже знаем, кто такая эта ваша Кастенка. Вот, думаю, может, и себе посмотреть, что она пишет?
Поэтесса живет на пятом этаже. Лифт внутри обклеен рекламой. Предлагают бронированные двери, металлопластиковые окна, сахар, муку и скоростной интернет. На звонок в квартире никто не открывает.
Из квартиры N5 в махровом халате выглядывает соседка Татьяна Константиновна:
Сказала: "От этой власти никакой награды не возьму"
- Лина Васильевна впускает только родственников или хороших знакомых. На дверях у нее камера, всех гостей видит. Под дверь писатели приходят, приносят свои книги. Хотят, чтобы прочитала и сказала свое мнение. Лина Васильевна не открывает, так они ко мне идут, просят передать. Одна женщина даже деньги предлагала, я отказалась. Какой-то человек с кипой книг два дня под подъездом дежурил. Не дождался. Она как раз в Чернобыль поехала.
Рассказывает, что 10 марта в день рождения к соседке приезжали представители президента Виктора Януковича.
- Принесли огромный букет. Лина Васильевна была бы рада поздравлениям, но не от этой власти. Сказала: "От этой власти никакой награды не возьму".
Утром 14 сентября на скамейке у подъезда сидит переводчица Ольга
Сенюк, 81 год. Ждет, когда дочка Костенко Оксана Пахлевская будет ехать в Италию. Там она преподает в
Римском университете.
- Жду, потому что хочу с Оксаной попрощаться. Теперь она часто приезжает - берет отпуска, чтобы с матерью побыть.
Из подъезда выходит Анатолий Якимец, преподаватель Киево-Могилянской академии. Ставит две красные дорожные сумки в багажник машины "Шевроле Лачетти". Лина Васильевна выходит на улицу, садится на переднее сиденье. Опускает окно и машет рукой Ольге Дмитриевне.
- Хоть бы пробок не было, а то еще не успеем, - говорит. - Думали раньше уехать, но все не могли попрощаться.
Оксана целуется с Ольгой Дмитриевной. Лина Васильевна просит ее скорее садиться в авто.
- Лина ни с кем из соседей не дружит, - говорит Ольга Сенюк. - Они не того уровня, чтобы с ней общаться. Мы с ней почти каждый день созваниваемся. У меня в селе Маркизовка на Черкасщине усадьба, часто туда с Линой Васильевной ездим. Ей больше некуда на природу выехать. Договорились, что на выходные пойдем за грибами. Она хотела утром выезжать. А я говорю: "зачем тебе рано вставать. Ты и так до утра пишешь. Поедем днем, там и заночуем. А на рассвете пойдем грибы собирать.
Комментарии