– Три года назад участвовала во львовском отборе "Х-фактора". Расторгла договор, потому что должна была оставаться в тренировочном лагере. А кто меня отпустит на шесть недель с работы? – рассказывает Наталья Стець, 44 года. Живет в селе Шманьковчики Чертковского района на Тернопольщине. Пишет песни, преподает вокал. С мужем обрабатывают 20 га земли.
На автостанцию в Черткове Наталья приезжает на серебристом внедорожнике "Лендровер".
– Может, нас не остановит полиция – права забыла, – говорит Наталья. Неспешно едем в ее село в 10 км. – Я за рулем с шестого класса. Мать научила. Она работала главным бухгалтером в областной рыбоводно-мелиоративной станции. Папа был водителем.
У женщины – аккуратный маникюр. Ногти окрашены красным лаком.
– Может быть в доме не убрано, но ногти всегда нарисованы, – продолжает. – Играю на фортепиано, не могу быть с неаккуратными. По всей старой одежде в карманах запихнуты рабочие рукавицы.
Останавливаемся посреди села. У входа в кирпичный дом Натальи на скамейке сидят ее родители – 83-летний Григорий Иванович и Надежда Антоновна, 78 лет. Опираются на палки. Во дворе стоят два японских трактора. Тот, что побольше используют для вспашки и культивации, поменьше – для обработки между рядами.
– Работаем на них на наших 20 гектарах. Выращиваем капусту, огурцы, морковь, помидоры, картофель, сеем зерновые, – объясняет Наталья. – Совок нас научил – если учительница, то до смерти учительница. А современный мир жесток. Чтобы хорошо жить, надо закатить рукава и работать.
Женщина приглашает в гостиную с черным кожаным диваном и креслом. Напротив – деревянный резной комод. Заходит муж Владимир Совьяк, 52 года. Он продает на базаре овощи.
– Пение, в основном, у нее бесплатное, – говорит Владимир. – Кто будет за него платить? Должны работать на земле.
– Приглашают на корпоративы в район, область. Преимущественно пою бесплатно. Иногда отказываю. В Черткове за выступление из нескольких песен почти тысячу гривен получаю, – продолжает Наталия. – В 2000-м знакомые пригласили выступать в Познани. 500 долларов заплатили – страшные деньги в то время. Два года назад давала концерт в Италии с Чертковским танцевальным коллективом "Яблонька". В Горганзоле в 25 километрах от Милана спела итальянскую песню "Адажио". Пришел итальянец и сунул мне 100 евро в карман.
На жизнь нам хватает с фермерства. Купили "Лендровер" и микроавтобус "Рено". Хотя покупательная способность людей упала. Наторгует муж 300–400 гривен в день. Переведет в валюту и говорит: "Боже, а кто-то это имеет за час".
В 1998 году Наталья стала лауреатом песенного конкурса "На волнах Свитязя". 23 года преподает вокал в Чертковском гуманитарно-педагогическом колледже им. Александра Барвинского.
– С сыном на тракторе сидим с рассадой капусты. Машина тянет, мы запихиваем в грунт рассаду и поем "Ой чорна, я си чорна". Муж разворачивается из-за руля и говорит: "Не пойте, потому что мне из-за гула кажется, что произошло что-то", – рассказывает Наталья.
У супругов есть сын 24-летний Виктор. Учится на четвертом курсе Львовской консерватории на оперного певца.
– С мужем познакомились в 1990-х, – добавляет Наталья. – Тогда поехала за границу с сумками на колесах. Перепродавали товар. Дважды вместе ездили, купили "Жигули" на двоих. Приехали на той машине домой. А как делить? Или жениться, или продавать. Решили пожениться.
Пианино поднимают семь мужчин
Наталья Стець играет дома на пианино, которому более 100 лет.
– Это немецкий "Шидмайер", – женщина садится за инструмент в спальне. Над его крышкой с противоположных краев прикреплены подсвечники. В них воткнуты толстые свечи с расплавленными верхушками. – Пианино редкое. Проштудировала весь интернет, пока 20 лет назад случайно не нашла его в Черткове. Продавал еврей. Отдала 300 долларов. Сейчас такой инструмент стоит 10 тысяч долларов. Теперь не можем сделать ремонт пола, потому что пианино неподъемное. У него чугунная дека, на которую натягивают струны. Его с пятого этажа сносили семь мужчин.
Комментарии