Иван Зелинский и Василий Загородный родились в 1928-м в селе Буды Тростянецкого района на Винниччине.
— Коров вместе выпасли, в школу ходили. До войны окончили по шесть классов. Маме снарядом разбило дом, — рассказывает Иван Тимофеевич, 80 лет. Он пришел в Тростянецкую райбольницу навестить 81-летнего друга Василия Васильевича.
— А моего отца немцы закололи, маму бомба убила. Мы с сестрой одни росли, — добавляет Загородный. — Когда немецко-румынская оккупация была, вместе работали в общине. На лошадях пахали, возле тракторов помогали. Осенью 1944-го нас, 16-летних, забрали на Донбасс восстанавливать затопленную шахту. Там и встретили Победу. Встаем рано — паровозы, шахта гудит, все кричат... В тот день мы на сопку пошли, а там было заминировано. Одному парню ноги оторвало, так в больнице и умер.
Летом вернулись в Буды.
— Рано я женился, маме было трудно с двумя сыновьями, — отмечает Иван Тимофеевич. — Не сказать, что жилы мы с женой душа в душу, всякое бывало. Поженились в 1947-м с разницей в два дня. Василию исполнилось 19, а я должен был праздновать через полгода.
— Любовь? — переспрашивает Василий Васильевич. — Была любовь, потому что есть хотели. Взяли девушек зажиточных, хозяйских и чуть старше нас. У Ивана Дарья, у меня Анна, жилы по соседству. Имели по корове, ими вместе обрабатывали огороды. Моя корова была как вол. А у него по ровному идет, а если бугорок — падает на ноги. Тогда запрягались сами и тянули, пока не выйдем на ровное. Работали однажды в лесу, за хорошую работу дали нам десять кубометров дров. Везли домой коровой. Доходим к горе в центре села, корова рогами в землю — и дальше ни шагу. Что делать? Запрягаемся. Доходим до церкви — стыдно: молодожены — и в иге!
В 1948-м у обоих родилась дочери. Позже с разницей в год было уже по сыну, обоих назвали Николаями. А еще через год — по третьему ребенку.
В тот же 1948-м забрали в армию Василия, через год — Ивана.
— Хотя призвались в разное время, а служили все равно в одной дивизии — в горно-стрелковой, в Карпатах, — смеется Василий Загородный. — Я был артиллеристом, а Иван стрелком.
После демобилизации дороги друзей разошлась: Иван пошел на водительские курсы, Василий — на партийные.
Любовь? — Была любовь, потому что есть хотели. Взяли девушек зажиточных
— Месяц после курсов я проработал водителем, заработал 90
рублей. Тогда на базаре пуд (
После шахтерских заработков Василий Васильевич до пенсии работал парторгом. Иван Тимофеевич зарабатывал трудовой стаж водителем в Тростянецком автопарке.
— За 25 лет было у меня пять новых "пазиков". Ездил на автобусе в Ладыжин. За две недели до пенсии попал в аварию, с тех времен хожу с палочкой. Было это в жатву, в полдень. Возле села Голубого я взял вправо и обилечивал пассажиров. Вдруг прямо на меня — грузовик с горохом, просто в лоб. Еще метров 12 автобус протянул, пока остановился. У водителя грузовика было сотрясение мозга, но работает до сих пор. А мне рулем травмировало бедро, пришел домой со второй группой инвалидности.
В начале года у Ивана Зелинского родился десятый праправнук Богдан.
— Василий через местную газету поздравил меня, написал, что мне уже 82 года.
— А вдруг через год не удастся поздравить! — смеется Загородный.
Комментарии