- Никогда не думала, что на старости начну заниматься искусством, - говорит незрячая киевлянка 57-летняя Ирина Бородюк. В позапрошлом году она начала делать картины из искусственных цветов.
Ирина Николаевна живет в двухкомнатной квартире на Куреневке. Одета в черные брюки и серый вязаный свитер. Ходит, держась за стену. Периодически поправляет кудрявые волосы.
- У меня уже 27 лет сахарный диабет, - хозяйка заходит в гостиную. Садится в кресло возле стены. - Зрение теряла постепенно в течение двух лет. В августе 2006-го проснулась слепой. Врачи сказали, что с этим придется смириться. Я год не выходила из квартиры. А потом дочь сказала: "Мама, с депрессией надо завязывать". Вывела меня на детскую площадку.
- На следующий день сама пошла на улицу. Услышала, как на скамье говорят несколько женщин, и подсела к ним. Они оказались моими соседками. Я 25 лет прожила в этом доме, а никого из соседей не знала. Теперь с ними собираемся ежедневно. Поем песни, рассказываем анекдоты. Различаю их по голосу. Постепенно научилась жить без глаз. Сама убираю в квартире, стираю, глажу и готовлю. Сначала меня одевала дочь. Рассказывала о каждой детали гардероба. Теперь я знаю, что свитер - голубой, кофточка из пушистого мохера - желтая, а трикотажный пиджак с тремя пуговицами - серый.
Посреди гостиной стоит деревянный стол. На нем хрустальная ваза с искусственными цветами, несколько коробок с нитками, иголками, пуговицами и лентами. На стене висят восемь картин. На них выложены букеты из искусственных цветов. Другие лежат в картонных коробках. Их мастерица повезет в столичный Музей гетманства, где 1 марта должна открыться ее выставка.
Ирина Николаевна просит фотографировать ее сбоку, чтобы не было видно левый глаз с бельмом.
- Однажды какой-то голос внутри сказал: "Куда ты дела талант, который я тебе дал?". Не могла понять, о чем речь. Вдруг позвонила дочка и сказала: "Мама, я придумала. Тебе надо делать картины из искусственных цветов". Когда была зрячая, торговала букетами в подземных переходах. Работала по 16-18 часов и не уставала, потому что работа нравилась. На следующий день дочь привезла рамки, цветы и клей. До вечера сортировали цветы по цветам. Знаю, что в пакете с ромашками лежат белые цветы с маками - красные, с хризантемами - желтые. Первая картина давалась тяжело. Пользовалась клеем "Момент". Пока приклеивала один цветок, все пальцы слипались. Пришлось 2 часа держать руки под горячей водой, чтобы их отмыть.
Пьет большими глотками.
- Готовлю себе все сама. Научилась варить супы и каши. Вот никак не могу научиться жарить. Лопаткой переворачивать трудно, а руками не могу, потому что очень печет. Постоянно обжигаю пальцы, когда включаю плиту. Спичка быстро догорает. Хочу, чтобы нашелся спонсор, который купил бы мне автоматическую плиту за 4 тысячи гривен. У меня таких денег нет. 22 года работала на военном заводе "Квант" техником и диспетчером, а теперь получаю 800 гривен пенсии.
Свои картины Ирина Николаевна продает от 100 грн.
- Не хочу, чтобы залеживались, поэтому отдаю почти по себестоимости. Недавно одна женщина заказала у меня картину на подарок подруге. Спустя несколько месяцев пришла и говорит: "Ваши работы приносят счастье. Моя подруга разведенная. Хотела в монастырь идти. А теперь замуж собирается".
С мужем мастерица развелась 30 лет тому назад.
- Как-то пришла домой с работы, а шкаф пустой. На столе увидела записку: "Прости. Полюбил другую". С ним прожили пять лет, познакомились случайно. Только зашла в автобус, как ко мне прицепились контроллеры. Он мне отдал свой билет, заплатил штраф. Потом пригласил выпить чая. Через месяц мы поженились. Дочке было 4 года, когда развелись. Муж ребенком не интересовался. В школе дочь говорила: "Папы у меня нет".
среда, 22 февраля 2012
00:30
Ирина Бородюк проснулась слепой
×
Комментарии