Неприметные двери в кабинет заместителя гендиректора Национального художественного музея Марии Скирды, 42 года, ютятся с боковой стороны помещения. Хозяйка в белом свитере и ярко-голубом палантине.
— В ЗАГСе меня записали Мариной. Но дома бабушка заявила: "Какая Марина? Маша!". Теперь живу двойной жизнью, — шутит. — Мой покойный отец Юрий Скирда был художником. В 1994-м попал под машину. Сейчас часто крутят его мультик о бегемоте, который поймал солнышко. А фильм "Горячие зори" когда-то показывали по телевидению 7 ноября. Чтобы создать для него реалистичную куклу, папа фотографировал меня, а затем переводил в рисунки.
Мария кивает на стену, где висят фотографии, кукольные пистоли, седло со стременами, кобза.
— Это из его последнего фильма "Дума о казаке Голоте". Мое наследство. У нас была дача в Осокорках, — продолжает. — Там были дачи художников Мелихова, Вронского, Лопухова. Они приятельствовали с дедом. Дед был заместителем начальника ГАИ города, отвечал за выдачу водительских прав. Когда-то художница Татьяна Яблонская попала в какое-то происшествие, и у нее отобрали права. Мой дед все быстро уладил.
Говорит, что сразу после школы поступила в художественный институт.
— Отмечали вступление на нашей даче. В компании оказался и Лесик Подервянский. Я оцепенела: он был нечеловечески красив. Был мужем маминой приятельницы, у них был маленький ребенок. А мне тогда было 17 лет и я была оч-ч-ень красивая. Сколько моих портретов написали, награвировали, вылепили, вырезали из дерева! На первом курсе, в 18 лет, руку и сердце мне предлагали 18 раз.
Детей у нас не было
Громкие посиделки с литературными чтениями переросли в любовь.
— У меня как раз одна любовная история закончилась драматично. А Подервянский разошелся со своей женой. Говорил в шутку, что меня подобрал. Я единственная из всех трех его жен, кого он взял на Кавказ. Побывали в Хевсуретии, в глухомани, где снимался фильм Тенгиза Абуладзе "Мольба".
А дома все заботы легли на мои плечи. Говорю: вынеси ведро с мусором. Лесик начинает рассуждать. Мол, ты понимаешь, Мурзик, мир страдает от энтропии, все рассыпается. А ты пытаешься все собрать, навести порядок.
Мария считает, что наиболее интересные литературные произведения Подервянский написал, когда они жили вместе.
— Как-то с подругами разговаривали о романтике. Одна говорит: а вот мне написал стихотворение поэт. Другая: а мне посвятил картину художник. Я нахмурилась: "А мне никто ничего не посвятил. Только Подервьянский "Павлика Морозова", — Мария картинно опускает глаза. — Я редактировала его рукописи. Скажем, как правильно писать матерные слова на украинском языке? Лесик спросил: "Хочешь, я тебе что-то посвящу?" Или... — размышляет Мария, доставая папиросу из пачки, — или я сама напросилась?
Сколько вы жили вместе?
— 15 лет. Инициатором развода была я. Детей у нас не было. Но у Лесика есть дочь от первого брака. Тоже художница. Отношусь к Насте если не как к дочке, то как к младшей сестре.
Мария с сигаретой выходит на крыльцо. Какая-то бабушка-работница жалуется, что машины заграждают подходы к музею. Мария ее успокаивает. Закуривает.
— Старшая, средняя, младшая жены Лесика. Иногда все собираемся — на праздник или похороны, всякое бывает. Его мать считает, что мы все — ее дочки.
Мария улыбается:
— С третьей женой Лесик, наконец, нашел себя. Она похожа на его мать в юности. Зовут ее Маша, как меня. А по возрасту она, как его дочь.
Твой новый муж тоже художник?
— Он эколог. Нас угнетает мегаполис, поэтому хотим переселиться на Закарпатье, в Синевирский заповедник. Или жить в Крыму или в Дунайских плавнях.
Мария гасит сигарету и возвращается в кабинет. Отвечает по телефону, что занята.
— Мой муж, Олег Бадахов, тоже из известной семьи. Его дедушка — полковник, из старинного карачае вского рода, герой освобождения Киева. Женился на бабушке в окопах Сталинграда. Свидетелем на их свадьбе был писатель Виктор Некрасов. Он пошел в разведку боем, чтобы из немецкого блиндажа притарабанить им ящик коньяка.
Сам Олег — из Ташкента. После продолжительных странствий выбрал для жизни Киев. Разговаривает на украинском, но со странным акцентом.
1964, 28 января — Мария Скирда родилась в Киеве в семье художника Юрия Арсениевича и искусствоведа Екатерины Якимовны
1981 — окончила школу на Лесном массиве
1986 — окончила Киевский художественный институт; работала в Киевском музее русского искусства
1987 — вышла замуж за художника и писателя Леся Подервянского
1992 — свекор, художник Сергей Подервянский, написал портрет Марии
1994 — в автокатастрофе погиб отец Марии мультипликатор Юрий Скирда
2002 — вышла замуж за эколога Олега Бадахова
2003 — заместитель гендиректора Национального художественного музея Украины
Комментарии