15 мая на Байковом кладбище похоронили экс-председателя Национального союза журналистов Игоря Лубченко. Он умер в ночь на воскресенье от сахарного диабета на 75-ом году.
- Многие журналисты до 30 лет имеют квартиры, дачи и машины. А он жил в двухкомнатной квартире, которую получил 30 лет тому назад. Хоть на такой должности мог себе яхту купить, - говорит 52-летний Василий Анисимов, глава пресс-службы Украинской православной церкви Московского патриархата. С букетом красных роз стоит перед столичным Домом учителя. Утром там прощаются с покойным. - Когда спрашивал, что подарить ему на день рождения, отвечал: "Ничего мне не надо. Приходи просто так". Дома никогда не принимал гостей, потому что места было маловато. В одной комнате жил он с женой, в другой - дочь. Поздравляли его в союзном кабинете. По несколько десятков человек ждали своей очереди. Все приносили закуску, а он угощал спиртным. Сам пил мало, потому что болел, а гостей напоить любил.
Гроб стоит под стеной. За ним на деревянном столе, застеленном черным атласом, метровый портрет Игоря Лубченко. Его покойному на 70-летие подарил закарпатский художник Тарас Усик. В картонных коробках лежат восемь медалей Игоря Федоровича, на трех подушках из красного бархата - ордена. Вдова Валентина Алексеевна, 73 года, сидит на стуле около гроба. Из-под черного платка с блестками пробиваются седые волосы.
- Игорь и Валя вместе прожили 47 лет, - рассказывает ее сестра 68-летняя Зоя Алексеевна. - Познакомились во Львове, куда он приехал в командировку. На улице было тепло, а тогда мгновенно похолодало. Он в одной рубашке был. У Вали в кабинете был теплый свитер, который купила отцу в подарок. Позволила Игорю его одеть. Я как раз к сестре на работу зашла. Смотрю, а за столом сидит красивый мужчина с синими глазами. Они у него молодыми до самой смерти остались. Через три года собирались праздновать золотую свадьбу.
Распорядительница ставит в подсвечник вместо сгоревших свечей новые. С ног покойного забирает охапки цветов, перекладывает на стулья. Под стенами стоят корзины с цветами и венки. Есть от "Украинского радио", журналистов Ривненщины, Киевщины, Житомирщины, Волыни, Кабинета Министров.
- Три недели тому назад Игорь Федорович звонил, - рассказывает одна женщина другой, обоим лет по 40. - Уже тогда ничего внятного не мог сказать - язык у него заплетался. А в пятницу совсем плохо стало. Положили в реанимацию, искусственное дыхание делали, подключали к аппарату вентиляции легких. Под утро как будто лучше ему стало. А следующей ночью сердце остановилось.
- Постоянно мне говорил, что хочет внуков. Но его дочка долго замуж не выходила. Теперь с каким-то живет, но в таком возрасте уже поздно детей рождать, - говорит другая.
Игорь Лубченко окончил факультет журналистики Киевского университета. Работал в газетах "Путь Ильича", "Изюмский паровозоремонтный", "Ленинская смена", "Комсомольское знамя". Семь лет возглавлял газету "Молодь України". В начале 1980-х его уволили оттуда на заседании Политбюро ЦК Компартии Украины.
- Я был на том заседании, - рассказывает Михаил Прилуцкий, 72 года. У него седые борода и волосы до плечей. - Игорь в газете напечатал несколько статей украинского журналиста, который эмигрировал в Америку. Все они были критическими - о дефицитных товарах, о магазинных очередях за колбасой. На заседании он не сказал ни одного слова. Члены Политбюро были растеряны, потому что ожидали от него какого-то покаяния. Через месяц подал иск о незаконном освобождении и выиграл дело. А потом демонстративно отказался от должности.
- У тебя уже зубов нет? - мужчина в черном костюме пытается заглянуть в рот Прилуцкому.
- Да чего? - тот поднимает усы. Показывает ровные желтоватые зубы. - Неделю тому назад внизу последний выпал. Так я все зубы собрал, а врач мне их назад поставил.
К вдове подходит Виктор Шепотько. В советские времена он 20 лет был заместителем министра образования. Говорит, что соболезнует.
- Он был добрым человеком. Как-то в "Учительской газете" хотел опубликовать критический материал о педагоге, который регулярно опаздывал на занятия. Тот его попросил не делать этого. Но Лубченко ответил: "Помочь не могу. Материал уже в наборе". Педагог целый день себе места не находил, а поздно вечером Игорь Федорович ему звонит: "Я пошутил. Ты больше на лекции опаздывать не будешь?"
Отпевали покойного во Владимирском соборе. Похоронили близ могил актеров Леонида Быкова, Сергея Иванова, Николая Олянина и композитора и певца Николая Мозгового.
Комментарии