Ексклюзивы
пятница, 08 ноября 2013 06:45

"Дед Вячеслава Чорновила и мой были родными братьями"

 

-?А вы не подскажете, куда ехать? - оглядывается краснощекий таксист. - Первый раз в Краснодаре? Ладно, сами найдем.

Он полчаса блуждает на черном "ауди" по освещенным вечерним улицам русского города-миллионника. Останавливается в одном из дворов в спальном районе. Платим 180 рублей - 45 грн.

Возле подъезда ждет Святослав Осецкий - украинец, 29 лет живущий на Кубани. Это высокий 76-летний мужчина с седоватыми усами. Встречает в костюме и черных туфлях.

-?Сюда меня пригласили в местный институт кормов (Северо-Кавказский научно-исследовательский институт животноводства. - "ГПУ") на работу из Закарпатья, где работал с женой. Я - агроном-полевод, она - агроном-овощевод, - рассказывает в своей 2-комнатной квартире.

В комнате на обеденном столе, застеленном вышитой скатертью, в макитре горячие вареники с творогом. В углу стоит пианино, на нем большой горшок с пышной драценой. Лежит несколько журналов, в частности "Гламур".

-?Сам сегодня вареники лепил, - говорит хозяин. Говорит по-украински. Иногда подбирает нужное слово, но на русский не сбивается.

Не боялись срываться с насиженного места?

-?В Украине в те времена была ужасная ситуация, - снимает пиджак. Остается в белой выглаженной рубашке с черными пуговицами. По краю воротника черный декоративный шов. Предлагает сметану. Все делает сам. Ходит на кухню, заваривает зеленый чай. Говорит, что жена - в соседней комнате, приболела.

-?Худших людей, чем украинские коммунисты, я не знаю. Эти паскуды не давали вырваться вперед людям, у которых были хоть какие-то мозги в голове. А я чувствовал, что могу что-то сделать. На Закарпатье был всего-навсего старшим научным сотрудником, а сюда меня брали заведующим отделом. Я хотел получить должность повыше и зарплату побольше. Прежде чем поселиться, приехал на разведку. Вышел на базар. Я, где бы ни был, сначала иду на базар. Бабушка за прилавком говорит: "Сынок, бери сало". Когда услышал это - понял, что здесь жить можно, - на глаза наворачиваются слезы.

Русские коммунисты вас не беспокоили?

-?Странно, но нет, - протирает мокрые очки. - Я приехал беспартийным. В Украине пытался вступить в партию. Но когда узнали, что моего отца репрессировали и он отсидел 15 лет в концлагерях, быстро вопрос замяли. На Кубани уже на третий день позвали на общепартийное собрание. Пришел представитель райкома. Наш парторг ему говорит: "Мы вам не верим, вы - продажные люди. Куда вы дели секретаря райкома из Геленджика? Почему о нем никто не знает?"

Бедняга сидит бледный, перепуганный. Такого в Украине быть не могло. Там секретаря парторганизации поставь к стене, нацелься автоматом и заставь сказать что-то против партии. Ни за что не будет говорить! А в советской России человек свободно высказался. Для меня это было неожиданностью. Будто в Америку приехал. Отношение к беспартийным было более лояльным, чем в Украине.

За спиной Святослава Ивановича стеллажи с книгами. Есть 12 томов украинской советской энциклопедии, "Кобзарь", "Степь" Александра Сизоненко. В серванте - несколько сервизов, хрустальные вазы и бокалы. На стенах – картины с цветами, написанные акварелью. Мебель - советская, в квартире косметический ремонт. Сантехника в ванной и туалете - новая.

С годами ваша жизнь здесь менялась?

-?Когда все республики разделились, мне как раз дали дачный участок. Я пришел туда копаться, а к соседу пришел кум. Выпили они. Кум говорит: "Слушай, ты политически отделился. Вот и собирай чемоданы, дуй на Хохляндию!" - Я отвечаю: "Моя фамилия - Осецкий, а фамилия моей матери - Чорновил. Я сейчас позвоню своему троюродному брату. Дед ныне покойного политика Вячеслава Чорновила и мой были родными братьями. Он всех кацапов, а их в Украине 16 миллионов, как фугонет! Думаешь, куда они поедут? В Новгородскую, Псковскую, Вологодскую области? Ничего подобного: все будут на Кубани. Тебе, дядя, срать негде будет сесть", - смеется. - Он как замолчал, так и по сей день.

В институте куча людей с украинскими фамилиями: Кононенко, Кондратенко, Головань, Шостак. Как только какой-то праздник, Новый год или что, директор просит: "А, вы, Осецкий, давайте на украинском языке тост". Бывает, люди и на диктофоны записывают, чтобы детям дать послушать, которые языка не слышали.

Легко забывается родной язык?

-?Украинского телевидения, газет нет. Была одна, да и ту закрыли. Общаться не с кем. Только еще через дорогу живет женщина из Сум. Собираемся мы на научные конференции. По-украински говорят только те, кто приехал из Украины. И то многие уже забыли. Те, которые живут здесь с деда-прадеда, говорят по-русски. А я не забыл, потому что, может, и громко скажу, - патриот. У нас на Кубани есть адыгеец, который служил в Украине в армии. Так ему понравилось, что сейчас разговаривает только на украинском. Знает все о диалектах, исследует фамилии. Чувствует себя украинцем по крови.

Заселенная этническими украинцами Кубань постепенно русеет. Что нужно для сохранения украинскости?

-?Вряд ли это удастся. Когда приехал сюда жить, сначала обитал в общежитии. Бабушка-вахтер рассказывала, что училась в украинской школе на Кубани, но в 1933-ем их ликвидировали. Было их аж 240. Закрыли украинские педагогические техникумы. Провели деукранизацию кубанской литературы в трехдневный срок. Сожгли книги из библиотек, государственных и частных. Много интеллигенции выселили в Сибирь.

Станица Полтавская была одним из центров украинской культуры. В ней издавалась газета, действовал литературный кружок, была кобзарская студия. Кобзари концертировали, ездили на гастроли по Краснодарскому краю. Их стали преследовать, арестовывали. В лучшем случае выселяли в Сибирь. Мне рассказывал Захарченко - руководитель Кубанского казачьего хора, что слепых кобзарей запихнули в вагон, вывезли в чистое поле и расстреляли. Во время паспортизации населения всех кубанских украинцев записали русскими без их согласия. Сейчас все считают себя "россиянами" или "казаками".

Я пытался преподавать украинский на курсах. Пришло человек шесть. Провели, может, занятий десять. А потом одному надо в командировку, другому картошку сажать. Так и заглохло.

Что слышите об Украине?

-?По телевизору ничего не говорят хорошего, - поглядывает на "панасоник" в нише мебельной стенки. - Показывают разве что Тимошенко в кутузке или драку в Верховной Раде. Говорят плохое о вас, Молдавии, Беларуси. Слышим, что вот-вот Украина рухнет в долговую бездну. Киселев (журналист телеканала "Россия" Дмитрий Киселев. - "ГПУ") сказал, что страна в состоянии коллапса. И полная разруха перед вашим вступлением в это содружество с Европой. Напугал нас с женой. Потому что мы собираемся продавать здесь имущество и переезжать во Львов. Тянет на старость на Родину. Позвонил туда, а мне друзья говорят: "Все ложь. Это все кацапы бучу поднимают".

После 2-часового разговора Святослав Иванович дает с собой по куску домашнего пирога. Провожает к такси. На прощание обнимает:

-?Вот, поговорил с земляками, и на сердце - радость.

Научил дочерей украинскому

-?Жена моя - русская. Мы долго жили на Закарпатье, но язык она не выучила. Замечательно понимает, переводит, синонимы находит украинские быстрее, чем я. Но говорить не может.

Когда надо было решать, в какую школу отдавать дочку, жена расплакалась. Были украинская, русская и мадьярская. "Все здесь - хохлы. Я - бедная, несчастная, слова русского не услышу. Отдавай ребенка в русскую школу". Так и сделали. Но я выдвинул условие: с мамой на русском языке говорить, а со мной - на украинском. В результате две дочери свободно переходят с языка на язык. Одна вышла замуж, живет во Львове. Другая - в Краснодаре. Внук - в русскоязычном окружении, не говорит на украинском совсем. Я специально ему словечки наши закручиваю. И во Львов повез, чтобы насобачился. Он сердится: "Дедушка, говори по-русски".

Сейчас вы читаете новость «"Дед Вячеслава Чорновила и мой были родными братьями"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть