- Когда дома сказал, что хочу быть священником, мама стала на дыбы. Мы только начали вичухиваться из безденежья, - говорит священник 52-летний Юрий Кролевский из Полтавы
С Юрием Владимировичем встречаемся в часовне на окраине города. Он – высокий с седой бородой. На шее - деревянный крест.
- В 1995 году служил в Днепродзержинске, где Дмитрий Ярош (сейчас - народный депутат Украины, лидер "Правого сектора". - "ГПУ") был нашим прихожанином, - рассказывает отец Юрий. - У него папа - инженер, мама в депо работала. На то время нашими прихожанами были 200 "тризубовцев".
- Меня назначили капелланом "Трезуба" и Дмитрия Яроша. Объяснял ребятам, что христианство и национализм - вещи совместимые. Ярош готовил их к будущей войне с Россией. Я учил молодежь, что христиане - это не только хорошие ребята и девушки. Это - воины. Щеки под удары врагам не должны подставлять. Потому что это примитивная трактовка христианства. В Библии сказано, что врага надо любить, но не сказано - как себя. Большой грех - расстреливать пленного и добивать раненого. В бою же нет убийства.
Садится на скамью. Вспоминает о жизни до церкви.
- После школы работал токарем на заводе в Каменец-Подольском. Был председателем комитета комсомола, выявлял религиозную молодежь. Должен был знать, о чем говорю. Одолжил у соседей Евангелие. Поразило место, где апостол Павел гонит христиан в Дамаск (апостол Павел имел еврейское имя Савл, был гонителем христианской веры, пока по дороге к сирийскому городу Дамаск не встретил Христа - "ГПУ".). Христос ему сказал: Савл, Савл, почему ты меня гонишь? С тех пор потерял покой и в конечном итоге бросил работу на заводе.
- До 1987 года Украинская греко-католическая церковь была в подполье. Легальной была одна православная церковь Московского патриархата. Батюшку того все знали. Он, бывший кагэбист, в 1960-х собственноручно закрывал церкви. Когда из подполья вышли греко-католики, я в 27 лет окрестил себя и сына Максима, взяли с женой церковный брак.
- Священник меня спросил, не хочу ли поступить в только что открывшуюся Ивано-Франковскую семинарию. Удивился, потому что только окрестился. В ночь перед поступлением в нашей хате происходила мистика. Выключился свет. Потом упал кусок потолка, вылетела рама с окном. Как петух запел, включился свет. Мы все это время молились. Утром шел по мосту в семинарию. А ко мне подлетел голубь и крыльями по голове ударил. Понял, что двигаюсь в правильном направлении.
- Во Франковске едва выживали. Стипендии не было. Наедался борщом, картошкой и чаем с хлебом. Одеться было не во что. Удивляюсь, как это жена пережила. Тогда родила мне дочь Катю. Она - переводчик и поэтесса. Со старшим сыном Максимом общаюсь на "вы". Он священник, военный капеллан.
- Я сам захотел служить на Восточной Украине. Считал, что здесь - духовный вакуум. В конце 1990-х приехал в село Белики на Полтавщине. Местный батюшка выгнал 10 ребят из церкви, потому что те были руховцами. Они заинтересовались нашей церковью. Я посетил главу сельсовета. Тот говорит: посоветовался со священником, здесь служить вам запрещаю. Ответил, что такой запрет могу получить только от своего епископа.
- Меня плохо воспринимали и тяжело привыкали к нашей церкви. Православный батюшка по местному радио обозвало нас сектой, которая приносит в жертву детей и причащается человеческой кровью. Получали письма с угрозами. У сына были драки в школе.
С 2006 года живет в Полтаве.
- Отдал настроенный приход в Беликах другому священнику, - говорит отец Юрий. - У меня такое призвание - ехать куда-то и с нуля общину делать. Жена занимается церковным хором. Наши прихожане - это молодежь 30-35 лет. Некоторые сейчас воюют на Донбассе. В церкви собираем деньги для воинов АТО. Прихожане купили два джипа и бус для "Азова", помогают переселенцам.
- Если священник хочет быть успешным, должен любить людей. Если живет богато и ездит на "Мерседесе", он плохо закончит. У нас нет зарплаты. Прейскурантов на крестины, венчания или похороны тоже не имеем. Если у кого-то есть средства пожертвовать на церковь, то жертвует. Не надо отрывать от себя последнюю копейку. -Пожертвует более богатый. Когда-то крестил восьмерых детей одной матери. Обратилась, потому что знала, что денег у нее просить не буду.
КГБ преследовало за музыку
- В 12 лет научился играть на гитаре, чтобы привлекать внимание девушек, - говорит Юрий Кролевский. - Попал в состав вокально-инструментального ансамбля. Это были первые шаги к созданию своей рок-группы "Киевская Русь". Играли хеви-метал, украинский рок. Писал тексты, ребята - музыку. Имели мощную аппаратуру, которая могла озвучивать стадионы. В Союзе группам самим запрещали гастролировать, поэтому пришлось пойти на работу в филармонию.
- Но легче с гастролями не стало. На нас косо смотрели за украиноязычные тексты. Считали националистическими. КГБ преследовало за музыку. Пошел играть в ресторан. Заработал на дорогую профессиональную гитару, которых в Союзе было мало. На те деньги мог машину купить.
Комментарии