Американка Наоми Умань, 45 лет, живет на улице Шевченко в селе Легедзином Тальнивского района Черкащины. Два года назад она переехала сюда из Лос-Анджелеса. Американские друзья купили для нее дом бывшей учительницы Марии Козинец. Женщина умерла несколько лет назад.
За рубежом у Наоми есть два дома — в Мехико и Лос-Анджелесе. Она режиссер-документалист. Ее работы получили довольно много наград.
В самой большой комнате на столе стоят ноутбук, микрофон и пол-литровая банка с сахаром. На переносице Наоми два шарика — пи рсинг. Возле хозяйки умащивается Тату — собака мексиканской породы чи вала.
— Я решила приехать сюда после того, как делала кино о мексиканских эмигрантах. Друзья в Америке спрашивали: "Как ты можешь делать филь м, если не знаешь жизни эмигрантов?" — рассказывает женщина.
Объясняет, что в 1906-ом ее прадед и прабабушка эмигрировали из Украины в Америку. В Нью-Йорке чиновники поинтересовались их фамилией. Бабушка думала, что спрашивают, откуда они родом. "Умань", — ответила она. Так предки Наоми стали Уманями.
В сельском доме на Черкащине американка поселилась 1 февраля 2006-го. Перед этим выучила русский язык: думала, что на нем общаются в Украине.
— В первый день расплакалась. Меня никто не понимал, и я не понимала никого. На второй день ко мне сошлись полсела. Принесли молоко, хлеб, кое-какую мебель. Научили топить в печке и сажать огород. Все посеяли люцерну, и я посеяла. Я не понимала, что это такое. Потом люцерну забрала соседка. У нее бы л боль шой свин, — рассказывает Наоми.
К американке начали ходить пьяницы — одалживали по 5 грн. Наоми никому не отказывала.
— Одна женщина пришла в 5 утра. Стучала в окно и просила 50 гривен. Я ей сказала: "Ты сумасшедшая!". Тогда она попросила 20. Я ей сказала: "Пошла вон", — рассказывает режисс ер.
Встает из-за стола и идет на кухню. Там закипел чайник. Наоми закатывает рукава, наливает в чашки кипяток. На руках у нее татуировка — восьминог, щупальцами обмотавший тело.
— Делала это тату 9 месяцев. Сильно болело! Хотела, чтобы кто-то меня обнимал. В Америке тату — не такой нельзя, как здесь, — объясняет женщина.
Друзья из Америки больше месяца в Легедзином не выдерживают
Вспоминает, что есть вино. Приносит бутылку грузинского "Саперави". Наливает в граненые стаканы. Сама почти не пьет. Рассказывает, что друзья из Америки больше месяца в Легедзином не выдерживают. Последним в ноябре приезжал Джоэл из Лос-Анджелеса, пробыл две недели. Наоми одевала его в шубу-московку. Такую носили старые бабы в Украине лет 20 назад. Зимой женщина надевает плюшку учительницы Марии Козинец. Из-за этого незнакомые считают ее цыганкой или бомжем. В плюшке ездит в американский Фулбрайтивский фонд на Европейской площади в Киеве. Там у Наоми офис. Однажды уборщица не пустила ее в туалет.
Женщина приносит с веранды масло и шоколадку. Говорит, что не хранит продукты в погребе, потому что боится ямы. Добавляет, что в Америке такого нет.
Рассказывает, что до 30 лет не могла найти места в жизни. Два года работала поварихой. Потом открыла ресторан в Нью-Йорке. Но вскоре продала свою долю и поехала в Испанию. Через год поступила в Колумбийский университет, изучала историю Средних веков. Потом начала снимать документальное кино. Самый больший успех получила ее лента"Лече" (с испанского — "молоко") — о бедных мексиканцах-пастухах. Их коровы худые и голодные, потому что вокруг только пустыня и кактусы.
— Легедзинские бабушки охали, когда смотрели на них, — говорит Наоми.
В Мексике режиссер вышла замуж за пастуха. На вопрос о его имени отвечает: "Это не важно". Жили они в автомобиле. Когда муж предложил родить детей, развелась с ним.
С любителем Владиславом Чабанюком Наоми будет снимать фильм о рабочих легедзинского кирпичного завода. Хочет сравнить их с древними трипо льца ми, которые тоже выпекали кирпич.
Прощаясь, показывает свой дом. На кухне расписаны стены. Изображение фотографировала в Софи йском соборе, потом по нему разрисовала помещение. В спальне высокая панцирная кровать. На ней сложены подушки. Спит Наоми на полу, подстилая матрацы. В украинском доме американка собирается прожить до конца жизни.
1962, 11 ноября — Наоми Умань родилась в г. Фрипорт, штат Нью-Йорк,
США
1980 — окончила школу
1983 — открыла ресторан в Нью-Йорке
1993 — начала снимать кино
1998 — создала документальный фильм "Лече"
1999 — вышла замуж и развелась
2006, 1 февраля — приехала в Украину
Комментарии
1