четверг, 14 сентября 2006 15:46

15 кузенов американской астронавтки Хайди Стефанишин-Пайпер ожидают ее на Львовщине

В субботу американская астронавтка Хайди Стефанишин-Пайпер, 43 года, полетела в космос в шаттле "Атлантис". Перед отлетом Хайди рассказала Би-би-си, что в Украине у нее живут две тети и два дяди. И что, вернувшись на Землю, она хочет вместе с четырьмя своими братьями посетить Украину, чтобы встретиться с родственниками.

На Хайди очень похожа ее племянница Леся, дочка Ярослава Ивановича Стефанишина. 58-летний двоюродный брат Хайди живет во Львове. На улице Грядковой купил старый деревянный дом и на его месте построил каменный. Хозяина мы застали дома за работой.

На заасфальтированном дворе стоит одноэтажный дом из серого кирпича. Вокруг много старых яблонь. Сбоку — грядки с помидорами и огурцами. Через застекленную веранду хозяин ведет в гостиную, приглашает присесть на большой диван. В комнате прибрано. Хрустальные рог и булава в стенке натерты до блеска.

Правда, что ваша дочка очень на Хайди похожа?

— Как две капли воды! Дочка сейчас на работе, она в туристической фирме работает, — раскладывает на столе семейный альбом и газету с фотографией родственницы-астронавтки. — Видите, — показывает на высокую шатенку с большими карими глазами, — она удалась в меня, а мы с Хайди — в нашего деда.

Ярослав рассказывает, что его отец связей с братом Михаилом почти не поддерживал.

— Дядя только раз нам написал. Даже посылку из Америки выслал. Мне хороший костюм перепал. Я тогда еще холостяком был. Вот девушки заглядывались!

Семья Стефанишиных происходит из Якимова Каменко-Бусского района Львовщины. У отца Хайди Михаила было пятеро родных братьев и сестер — Илько, Анна, Иван, Марта и Григорий. Жили они в старом деревянном доме, позже часть семьи переехала в Новый Яричев.

Родственники рассказывают, что отец Хайди, Михаил, помогал местному священнику, пас скот.

Дядя уперся: "Не женюсь никогда"

— Папа говорил, что он стойким холостяком был, — вспоминает пан Ярослав. — Еще до войны была у него девушка в Якимове. Она была из богатого рода, а он бедняк. Ее родители не позволили им пожениться. После этого дядя уперся: "Не женюсь никогда".

В 1942 году Михаил с братом Ильком выехали в Германию. Там они работали у бюргера, а в 1946-м переехали в Америку. Михаил поселился в Миннесоте, устроился на железную дорогу ремонтником. Иногда присылал родственникам короткие письма: "Работа тяжелая, но платят прилично". В письмах путал украинские, польские и английские слова. Родственники о весточках от американского дяди молчали — боялись кагэбэшников.

Ярослав говорит, что американская семья переписывалась с сестрой отца Мартой, которая переехали жить в поселок Новый Яричев.

— Тетя почему-то не хотела нам ничего рассказывать о них, прятала его новый адрес. Мы даже не знали, что Хайди — астронавтка.

Хозяин расставляет на столе кофе и бутерброды с колбасой. В поллитровой банке ставит квашеные огурцы с горчицей.

— Моя жена Степания в Италию поехала, — Ярослав поправляет воротник клетчатой рубашки. — Это моя вторая жена. Первая, Мария, умерла 19 лет тому назад. 35-летняя дочка Леся и 25-летний сын Тарас с семьями отдельно живут. А я на хозяйстве — присматриваю за домом, овощи выращиваю. Всю жизнь бригадиром на арматурном заводе работал, а 11 лет тому назад из-за травмы головы на пенсию вышел.

В Якимове живут две двоюродные сестры и двоюродный брат Хайди. Через несколько сел, в Руде-Силецкой, службу Божью за счастливое возвращение астронавтки на землю отслужил ее двоюродный племянник, отец Богдан Стефанишин, 28 лет.

Дом двоюродной сестры Хайди Марии Завальной, 57 лет, стоит возле подворья Ивана — ее отца. Старую глиняную хату под соломенной крышей уже завалили.

— Мисько, — рассказывает Мария о дяде, — женился на немке. У них было пятеро детей.

Женился он поздно, в 48 лет — на 18-летней Адельгейде, которая выучилась на врача. Один за другим родились сыновья — Павел, Эрик, Иван, Михаил. Последней появилась на свет Хайди. Михаил научил детей украинскому языку. После его смерти на Львовщине еще продолжали получать из Америки поздравительные открытки на Рождество, уже от Адельгейды.

— Потом связь перервалась. Мы лишь два-три года тому назад узнали из газет, что Хайди — космонавтка, — говорит пани Мария.

— Знали о родственниках в Америке, но связи не было, — к разговору присоединяется двоюродный брат Хайди Михаил Стефанишин, 61 год. — Письма не доходили.

Говорят, что отец Хайди умер через несколько лет после ее рождения. Ему тогда уже было за 70.

Слушала, как там Хайди в космосе

Проходим в невысокий опрятный голубой дом. На стенах с коврами — старые образа, под ними — кровать с вышитыми наперниками. На диване разбросаны красные нитки, рядом лежит вышитый крестиком коврик с геометрическим узором. Хозяйка выключает телевизор.

— Слушала, как там Хайди в космосе, — пани Мария медленно складывает вышивку. — Моя мама ковер вышивала... Не закончила, умерла, как раз год будет. Говорила: "Как кто-то приедет из Америки, то подаришь". Должна уже сама закончить, несколько сантиметров осталось. Как кофе напьюсь пол-литра — сижу до двух ночи. Еще есть вышитая картина с Шевченко. Сбоку подписала вышивкой, потому что Хайди может подумать, что это какой-то дядя, — немного иронизирует. — Семья большая — все готовим подарки. Нас, двоюродных, на Львовщине — 15 душ: в Новом Яричеве — двое, есть в Кукезове, Нагорцах, еще семеро — во Львове.

— По-видимому, закажет самолет и привезет весь род во Львов, — допускает пан Михаил.— Она же космонавтка, должна ехать под какой-то охраной. Будем встречать со священниками, с церковным хором.

А когда приедут, не знаете?

— Мы вообще узнали об этом из газет. Хоть бы позвонила, — с надеждой говорит пани Мария. — Вот акклиматизируется на Земле, отдохнет...

Брат добавляет:

— Может, еще в этом году, а может, и в следующем — когда уже сможет.

Мария Завальна готовит в летней кухне кофе.

— Живем, как и все в селе — огороды, хозяйство, — показывает на гусей, которые сквозь отворенную калитку возвращают с пастбища. — Я лет восемь как в селе, раньше жила во Львове, продавцом работала. Теперь имею корову, свинью, еще 60 соток земли — дети помогают обрабатывать. 39-летняя дочь Оксана и 37-летний сын Иван приезжают из Львова раз в неделю, еще иногда трое внуков заглянут. Прошлым летом правнук родился, Максим. В селе на 80 домов даже школы нет. Дети ходят за два километра в девятилетку — в Выров, старшие в школу ездят автобусом еще дальше — в Жовтанцы или Великоселки.

Семья все время заказывает службу Божью, чтоб Хайди счастливо вернулась.

 

1963, 7 февраля — родилась в США, город Сент-Пол, штат Миннесота, в семье украинца Михаила Стефанишина и немки Адельгейды
1980 — поступила в Массачусетский технологический институт, специальность — инженер-механик
1985 — служба в ВМС США, прошла подготовку в центре водолазных и спасательных операций
1996 — лейтенант-командир ВМС США
1996 — кандидат в астронавты
2003 — звание командира ВМС США
Замужем за Гленом Пайпером, с которым служила в войсках. Обвенчались они в Украинской православной церкви. Сыну Майклу 16 лет. Хайди владеет тремя языками — английским, украинским, немецким.

Сейчас вы читаете новость «15 кузенов американской астронавтки Хайди Стефанишин-Пайпер ожидают ее на Львовщине». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть