Евросоюз планирует сократить 3,5 млн рабочих мест. Растет безработица в России. Однако с заграничных заработков домой возвращаются единицы.
Бывший житель Умани Максим Билоус, 27 лет, в настоящее время живет в Финляндии. Четвертый год работает на заводе автозапчастей.
— Я не хочу обратно в Украину. Там все бедные, работы нет. Когда приезжаю в Умань, друзья советуют любой ценой оставаться в Финляндии. Здесь есть много наших. Никто домой не собирается. Стабильная страна. Цены на продкты, по сравнению с зарплатами, умеренные. Медицина и образование бесплатные. Мне регулярно дают зарплату 2500 евро. А мой начальник получает три тысячи. Социализм. Я знал английский, поэтому мне легко общаться. Меня послали на бесплатные курсы финского языка.
С 2003-го Волынь Елена Иванчук, 39 лет, живет в Испании, в 35 км от города Барселона.
— Мы выехали всей семьей. Я агитировала ехать сестру с зятем и их детьми. Свою 3-летнюю дочь пристроила в испанский детсад. Через две недели она бубнила на испанском. Сын Евгений ходит в школу, там были и украинцы. Друзей нашел быстро.
Сначала Елена с родней работали на ферме. Ее муж устроился водителем.
— Все кричат "кризис, кризис". Я его не вижу. Если человек и потеряет работу, то ему дают нормальную денежную помощь. Большинство моих друзей теперь — испанцы. Никто из них не сидит без работы.
Оксана Мищук из города Яворив Львовской области шесть лет присматривает пенсионера в Риме, столице Италии. Ей платят 1 тыс. евро в месяц.
— Хозяева мне дали отдельную комнату и прописали в своем доме, — говорит Оксана Мищук, 43 года. — Я убираю, есть готовлю и в больницу хожу со стариком. Ему 90 лет, а выглядит на 70. Еще и пристает, бывает. Я с ним не панькаюсь. Когда-то мокрой тряпкой по рукам дала, так он уже не лезет.
47-летняя Анна Ушко работала в Черновцах швеей. Оставила дома трое детей, устроилась в Италии сиделкой.
— Страшно было ехать. По дороге утешала себя мыслью, что я уже не молоденькая, в бордель не продадут. Устроили меня ухаживать за бабушкой. Платили тысячу евро. Хозяева меня кормят и дают крышу над головой.
В большом имении было семь человек прислуги, в основном эмигранты. В прошлом году часть слуг решили волить. Анну хозяева оставили, сказали убирать и готовить. Теперь платят ей 1,5 тыс. евро.
В Украине цены на 30 процентов выше итальянских
— Старшего сына я забрала к себе, — говорит Анна. — Он работает в пекарне за 900 евро в месяц. Дочки учатся в Украине в институте на платном. Когда закончат, заберу в Италию.
Оксана Мищук также останется в Италии.
— Знакомый недавно ездил в Украину в отпуск, — вспоминает женщина. — Говорил, из Италии нужно везти все необходимы вещи — от зубной пасты до одежды. Потому что в Украине цены на 30 процентов выше итальянских.
Елена Иванчук купила в Испании в кредит квартиру для всей семьи. Квартира 50 кв. м на окраине Барселоны обошлась в 70–80 тыс. евро.
— Когда мои друзья смотрят мои фото на сайте "Одноклассники", пишут: "Ты живешь в раю", — хвастается женщина. — Где-то так и есть.
В городах Финляндии однокомнатная квартира стоит в среднем 45 тыс., говорит уманчанин Максим Билоус. Кредиты людям, проработавшим год в Финляндии, дают под 4–6% годовых.
Бывший киевлянин 37-летний Владимир Авраменко живет в городке Зчечау, в немецкой земле Саксония. С женой в Украине развелся. Оставил с маленьким ребенком. Год назад женился на немке, живет в ее квартире.
— Сначала три года назад устроился чернорабочим на автомойке, — рассказывает. — У меня диплом инженера. Бывало, сделаю свою работу и ребятам помогаю. Бесплатно. Хозяин Густав заметил это. Повысил меня до механика. Теперь я совладелец автосервиса, потому что Густав уже в годах. Фирмой фактически руковожу я. Густаву хватает части прибыли.
Владимир Авраменко получает около 4 тыс. евро на месяц. Через три года получит гражданство. Тогда разведется с немкой. Планирует купить квартиру.
— За 50 тысяч евро в Зчечау продают квартиры типа нашей малосемейки, — говорит Авраменко. — Более приличный дом стоит до 100 тысяч евро.
Комментарии