четверг, 22 февраля 2018 08:31

"Платить в конвертах и давать взятки не буду" - хасид о жизни в Умани
6

Город Умань Черкасской области называют маленьким Израилем. В мире его знают по традиционному ежегодному паломничеству хасидов к могиле своего праведника Раби Нахмана. Последние десять лет верующие не только приезжают молиться, но и поселяются в Умани, становятся гражданами Украины. Имеют здесь синагогу, школу, планируют открыть пункт скорой медицинской помощи. С волонтерами поддерживают украинских воинов на Донбассе. Некоторые занимаются бизнесом. Как живется хасидам-украинцам и почему не все удается делать законно, Gazeta.ua рассказывает Хайм Хазин.

Автор: Ирина ПАТЛАТЮК
  Хазин: "В Израиле не боишься никого, если работаешь честно. Никто не мешает - зарабатывай и 10 милионов, страна тебя еще защищает. Мечтаю, что бы здесь было так же"
Хазин: "В Израиле не боишься никого, если работаешь честно. Никто не мешает - зарабатывай и 10 милионов, страна тебя еще защищает. Мечтаю, что бы здесь было так же"

‒ Почти все, что видите в магазине, - делают украинцы. Мы сотрудничаем с несколькими десятками семей, которые изготавливают сувениры из дерева, картины, магнитики, талисманы, керамику. Эти вещи едут по всему миру из Умани. Также на работу беру украинцев. Из всего плачу налоги, - говорит 41-летний Хайм Хазин. Встречаемся в его магазине на улице Пушкина в городе Умань Черкасской области. Хайм переехал сюда из Израиля. Семь лет назад принял украинское гражданство. С женой 37-летней Лиат воспитывают шестеро детей. Дочерей 18-летнюю Эллу, 11-летнюю Марьям, 9-летнюю Илу. И трое сыновей - 7-летнего Нахмана, 5-летнего Натана и Моше, 3 года. Лиат беременна. Будет рожать в Украине.

Здесь у Хайма небольшой магазин и хостел. Лиат переехала в Украину четыре года назад. К тому времени супруги жили на две страны. У детей украинское гражданство.

16 февраля около 12:00 на улице Пушкина людно. В нескольких кафе отдыхают туристы. Заказывают кофе и сладости. Повсюду реклама на иврите, английском и украинском языках. Примечательно, что за последние два года гостиниц стало больше. В магазинах продают кошерные продукты.

‒ У меня работает 12 человек. Оплату - минимум 28 гривен за час работы плюс процент от продаж. Если посчитать - это около 400 долларов в месяц. У кого как получается. Но все выдаю официально. Решил сразу, что в конвертах не буду платить и взяток чиновникам давать не буду. Из-за такой принципиальности ко мне часто приходят с проверками. При том, что почти все вокруг работают нелегально, а проверяющие ищут меня, - рассказывает Хайм. Свободно говорит на иврите, английском и русском языках. Украинский изучает.

Автор: Ирина ПАТЛАТЮК
  Хайм Хазин: "Чувствую, что отношение местных жителей к нам изменилось к лучшему. Ранее было так, что таксисты отказывались нас возить. Звонишь: "А вы что хасиды? Мы вас не берем". Такое еще есть, но уже гораздо меньше"
Хайм Хазин: "Чувствую, что отношение местных жителей к нам изменилось к лучшему. Ранее было так, что таксисты отказывались нас возить. Звонишь: "А вы что хасиды? Мы вас не берем". Такое еще есть, но уже гораздо меньше"

Хайм показывает хостел. Он расположен в полуподвале 5-этажного дома неподалеку. Нас встречает администратор Ольга. Ей на вид лет 40. У нее легкий макияж, уложенные волосы.

Это маленький хостел на шесть номеров. Живут гости, туристы и наши родственники, когда приезжают, - говорит Хайм. - В этом доме живет 30 семей. Для каждой квартиры была предусмотрена кладовая в подвале. Я заключил с ними соглашения и взял себе их. Сделал там ремонт. Купил на весь дом новые трубы для отопления, канализацию. Потратил более 10 тысяч долларов. Здесь был смрад и грязь. Я все убрал. А потом выясняется, что мой подвал местные власти выставили на аукцион. Мы выиграли суд. В соседнем доме такой же подвал, но без ремонта. Его на аукцион не выставляли. Жители дома подали документы на оформление ОСББ, но им еще не дали разрешение.

Какие еще проблемы есть?

Мы давно здесь живем, но только теперь начали отстаивать себя, как граждани этой страны и люди, которых должен защищать закон. О хасидах всегда много говорили всего, а они молчали. Теперь так не будет. Если мы в чем-то неправы, то признаем это. Но если нет, то извините, - говорит Хайм. - Помните выпало много снега? Наш район не чистили коммунальщики. Сказали, что молодые хасиды забросали их трактор камнями. Я говорю: вы посмотрите на дворе метр снега, где они его взяли? Об этом случае рассказали на местном телевидении. Мы начали разбираться. Подняли записи камер наблюдения - они по всему району. На записях нет ни трактора ни хасидов. Полиция сказала, что жалоб к ним не было. Этим вопросом теперь занимается прокуратура. А мы скинулись и наняли трактор для очистки снега. Это уже традиционно.

Ты, хасид, покупаешь землю и хочешь по закону строить отель. Получится у тебя? Нет

Многие говорят о незаконном строительстве хасидами в этом районе отелей.

Ты, хасид, покупаешь землю и хочешь по закону строить отель. Получится у тебя? Нет. Чтобы начать оформлять документы, надо решение сессии городского совета. Все знают, сколько это стоит. Каждый момент, который надо пройти, - не пройдешь по закону. Здесь он не работает. Мы заинтересованы, чтобы был порядок. Чтобы что-то изменилось. Хасиды хотят работать законно, но с кем садиться за стол переговоров? Уманчан настраивают против хасидов. Это бизнес - создаешь проблемы, а потом зарабатываешь на их решении. С каждым годом проблем все больше. И мы начали думать, как их решать и не допускать.

Каким образом?

Есть юристы, которые нам помогают. Также открыли свое телевидение. Показываем людям то, чем занимаемся. Вы помните, мы здесь часто встречались, когда были войны между хасидами и местными жителями? Тогда, когда хасиды были неправы, я им говорил об этом. Они меня не понимали. Избили две мои машины, прокалывали шины. Говорили: "Ты - предатель". Почему? Потому что говорил, как есть. Когда они были правы - поддерживал их. Здесь нельзя играть на две стороны. Надо встать на сторону правды.

То есть хасиды готовы работать официально?

Да. Готовы платить налоги. Вопрос в том, с кем работать. Если бы было с кем работать, мы бы уже это сделали. Но проблемы не решаются. Если эти отели построены - значит за них заплатили. Но надо двигаться дальше. Эту тему используют перед выборами.

Туристке стало плохо на улице. Она начала задыхаться. Приехала "скорая" - половина оборудования не работало

В городе есть две больницы, роддом, детская больница. Для чего вам медицинский центр?

У нас здесь был случай полтора года назад. Туристке стало плохо на улице. Она начала задыхаться. Приехала "скорая" - половина оборудования не работало. Женщина кричит - не могу дышать, а я не знаю, как ей помочь. Мы положили ее в "скорую", поехали в больницу. Там пять минут искали ключ от реанимации, которую подарил Израиль Умани. А человек умирает. Для чего эта больница? Для чего вы ее закрываете? Затем выходит врач и говорит: "Извини, она умерла". Впоследствии произошел случай, когда паломник тонул. В "скорой" не было кислорода, чтобы его спасти. Как такое может быть? И был еще один смертельный случай. Я полгода был в депрессии. Начал думать, как это изменить. Мы написали в благотворительный фонд Маадий. Рассказали о трех человек, которые умерли из-за того, что "скорая" не работала. Договорились, что фонд выделит современную "скорую". Очень долго не могли провезти ее через таможню. Теперь она у нас.

Пять лет назад уже одну "скорую" выделяли для города. Она все это время стоит. Ею не пользуются. Не могут разобраться, у кого должна быть на балансе. Говорят, берет много топлива. Но это человеческие жизни? Поэтому хотим создать здесь свой медицинский центр.

То есть медцентр будет работать в районе паломничества?

Да. Вместе с туристами помощь будут получать и здешние жители при необходимости. Хотим его узаконить. Стучим во все двери, а нам не открывают. У нас есть группа, которая прошла специальное обучение. Есть сертификаты парамедиков и все необходимое для первой помощи и спасения жизни.

Автор: Ирина ПАТЛАТЮК
  Хайм Хазин показывает "скорую", которую получили хасиды из Израиля для своего медицинского центра. Группа местных верующих прошла обучение и имеют официальные сертификаты парамедиков. Также создают медцентр для детей
Хайм Хазин показывает "скорую", которую получили хасиды из Израиля для своего медицинского центра. Группа местных верующих прошла обучение и имеют официальные сертификаты парамедиков. Также создают медцентр для детей

Вы долгое время здесь живете. Как за это время изменились условия в больницах?

Хасиды давали много оборудования в больницу и раньше. Но никто это не вспоминает. Помнят только плохое, что сделали хасиды. А условия здесь не самые лучшие. Если говорить о роддоме, там нет реанимации для рожениц. Я просто патриот. Сказал жене: "Должны рожать здесь". Мы очень рисковали. Думаю, что когда рожают жены местного руководства или у них проблемы со здоровьем, едут в Германию. Поэтому если здесь не будем создавать условия, как там, то от этого города и этой страны ничего не останется.

Автор: Ирина ПАТЛАТЮК
  Хазин: "В этой машине есть все необходимое для спасения жизни. При необходимости за полтора часа можем доставить больного в столичный "Борис"
Хазин: "В этой машине есть все необходимое для спасения жизни. При необходимости за полтора часа можем доставить больного в столичный "Борис"

Хочу, чтобы сын служил в украинской армии

Почему решили жить в Украине и принять гражданство?

Я примерно 27 лет приезжал сюда молиться. У меня в Израиле был бизнес. Имел три магазина. Работали люди. Постепенно перешло на то, что там зарабатывал - здесь жил. Руководил по телефону. Я всегда любил Украину. Мои родители родились в Одессе. Рассказывали об этом городе. Когда приезжал туда, чувствовал себя, как дома. Читал книги Раби Нахмана, как он ехал в Брацлав по дороге из Умани в Гайсин. И мне приятно ехать той дорогой. Чувствую - душа здесь. Да, я еду, и машина ломается, потому что дорога разбита, колеса отлетают. Но мне здесь нравится, поэтому хочу делать что-то хорошее для этой страны. Если могу чем-то помочь Украине, готов на многое.
Мы живем здесь с женой и детьми. У нас их шесть. Все - граждане Украины. Здесь учатся. Я учу их любить эту страну. Жене сказал, что хочу, чтобы Нахман служил в украинской армии.

Автор: Ирина ПАТЛАТЮК
  Хайм Хазин: "Купил землю. Три года не могу оформить документы на строительство. Имею целую папку отказов. Принципиально платить взятки за разрешения не буду. А по-другому не получается"
Хайм Хазин: "Купил землю. Три года не могу оформить документы на строительство. Имею целую папку отказов. Принципиально платить взятки за разрешения не буду. А по-другому не получается"

У вас были здесь сложности с ведением бизнеса?

Я купил землю. Три года не могу оформить документы на строительство. Имею целую папку отказов. А я хочу сделать хорошее место отдыха. Недалеко от реки. Там сейчас грязно, воняет. Если я там построюсь, буду ли делать территорию вокруг лучше? Да. Дорога, фонари, цветы, очистка воды. Но это никому неинтересно. Принципиально платить взятки за разрешения не буду. А по-другому не получается.

Насколько сложно открыть бизнес в Израиле? Есть похожие проблемы?

Нет. Там нет такого понятия, как взятка. По крайней мере, я с таким не сталкивался. Если остановил полицейский и есть нарушения - ты платишь штраф. Идешь в налоговую - тебе все понятно, какие налоги и когда ты платишь. Не боишься никого, если работаешь честно. Никто не мешает - зарабатывай и 10 миллионов, страна тебя еще защищает. Мечтаю, чтобы здесь было так же.

Некоторое время вы жили с женой на две страны. Какие трудности были с этим?

Мы часто летали - я в Израиль, а она сюда. Она боялась, и я ее понимаю. Говорит: "Я боюсь туда ехать, растить там детей. Если заболеет кто-то или что-то произойдет, что делать?". Я сказал жене, если мы не начнем, тогда этого никогда не произойдет. Мы остались здесь. И видим, как все меняется к лучшему. Сейчас мы открываем здесь свой пункт медицинской помощи для детей. Это будет маленькая клиника. Будет работать врач-украинец. Она пройдет стажировку в Израиле. На месте можно будет делать анализ крови. Все оборудование будет современное. Мы уже начали его получать. Всех жителей города, разумеется, обслуживать не будем. Но если придут наши соседи - не откажем. В Торе сказано: "Спасти одного человека - это спасти целый мир". Это святое.

Есть большая разница в менталитете. Более 90 процентов проблем из-за этого

С чем связаны конфликтные ситуации между хасидами и горожанами?

Хасиды не так страшны, как о них говорят. Для себя выяснил две вещи - есть большая разница в менталитете. Более 90 процентов проблем из-за этого. Например, в Израиле, когда товарищ видит своего знакомого и не помнит имени, говорит: "Пспсссс". Здесь так обратиться - это унижение. Хасиды говорят "ты", когда надо "вы". Это не потому, что хотят обидеть. Не знают языка.

Второй момент - мы здесь гости. О себе могу сказать, что я гражданин государства, родители здесь родились. Но когда приезжают сюда туристы с деньгами, то должны знать - не все можно купить. Надо уважать, помогать. Я им это объяснил и мы здесь изменили очень много. Эта ошибка с двух сторон. Потому что украинцы показывают сами, иногда деньги важнее жизни. Почему когда хасид приезжает в Нью-Йорк так себя не ведет. Знает, что закон есть закон. От штрафа деньгами не откупиться. А здесь может.

В Умань от хасидов заходит в год 50 миллионов долларов минимум. Посмотрите, сколько строится всего в районе паломничества

Есть нарекания, что от паломников больше вреда.

В Умань заходит в год 50 миллионов долларов минимум. Посмотрите, сколько строится всего. Это самый маленький город страны, где открыли "Эпицентр". Спросите в этом магазине, кто больше покупает - хасиды. Здесь все строится. Но больше идет кому-то в карман, потому что закон не работает.

Приходит дочь Ила с подругой. Показывает фото в телефоне.

Недавно открыли новое заведение для женщин в городе. Там есть все необходимое для их отдыха. Также есть кошерный ресторан. Вчера жена с дочкой ходили туда. Жена в Израиле работала на радио. Она известная журналистка. Здесь помогает нашему медиа-центру. Воспитывает детей. Занимается музыкой. Записывает песни. Также она хороший диджей, - продолжает Хайм. Приглашает домой. Семья имеет квартиру в соседнем доме.

Когда сюда приехали, что было сложнее всего?

Семь лет назад было непросто. Мы не можем покупать обычное мясо и молоко в магазине. Нам нужны кошерные продукты. Пакеты с продуктами привозили с Израиля. У нас были большие проблемы в аэропорту, если ловили сумку с мясом. Закон этого не позволял.
Второй момент – мне было очень обидно, когда по телевидению позорили хасидов. Я познакомился со всеми, кто выступал против хасидов, чтобы понять, почему. Во многих случаях они были правы. Если ты приехал куда-то - должен уважать это место, здешние законы. А не думать, что ты большой начальник. Но и страна должна себя показывать соответственно.
Третий - четыре года назад школы не было. Что делать с детьми? Неясно. Теперь у нас есть школа. Сейчас работаем над тем, чтобы дети изучали здесь и украинский язык, и преподавание было на украинском.

Ну и ситуация с продуктами изменилась.

Да. Здесь живет много евреев. Поняли, что ситуацию исправить можно тогда, когда продукты будут местные. Есть заводы в Киеве и Одессе. В Умани тоже есть - местный лимонад кошерный. Есть цех, где берем кошерное мясо.

Сюда едут не только паломники-хасиды, но и обычные туристы. Как это можно использовать?

Когда приезжают неверующие люди, то цель поездки - отдых. В отеле им надо двуспальная кровать, телевизор, пульт. А здесь этого нет. В Умань едут в "Софиевку". Если хотят заночевать, то найти отель непросто. Приходят сюда - а здесь двухъярусные кровати. Украинцы наши гостиницы не заказывают. Сюда едет очень много туристов не хасидов. Всем интересно, что здесь происходит. Гуляют, покупают сувениры и едут дальше. Приезжают солдаты, которые едут на войну. Молятся на могиле Раби Нахмана. Те, кто едет в "Софиевку", приходит и к нам.

Автор: Ирина ПАТЛАТЮК
  Уманчанин Хайм Хазин здоровается с дочерью Марьям ( на фото в центре) и ее подругами. Девушки делают уроки дома в Хазинов. После занятий посещают спортивные кружки и уроки танцев
Уманчанин Хайм Хазин здоровается с дочерью Марьям ( на фото в центре) и ее подругами. Девушки делают уроки дома в Хазинов. После занятий посещают спортивные кружки и уроки танцев

У Хайма и Лиат двухкомнатная квартира. Лиат с детьми дома. Девушки с одноклассницами делают уроки. Старший сын Нахман еще в школе. Хайм показывает квартиру. Наименьший Моше спит на родительской кровати.

Для нашей семьи она тесна. Мы купили позже еще соседскую. Там надо делать ремонт. Чтобы купить квартиру, занимал и откладывал деньги. Хозяйка переехала в другой город к своим родственникам. Сбросила перед продажей 10 тысяч долларов. Это было так неожиданно. Не думал, что так может быть.

Украина изменится, когда коррупционерам все скажут "нет". С этого начинался Майдан

Какая главная задача перед Украиной на ближайшие два года?

Преодолеть коррупцию. Украина изменится, когда коррупционерам все скажут нет. С этого начинался Майдан. Если это решить, Майдан закончится. Украина не хочет коррупции. Каждый из нас это знает. Не все готовы, это остатки советского мышления. Для Европы Украина это сокровище. Сколько здесь земли, воды, богатств природных. Европе выгодно забрать Украину к себе. Но она смотрит со стороны - там коррупция не заканчивается. А здесь никто не хочет это изменить.

Сколько у нас есть времени на это?

Уже был Майдан, идет война - многие погибли. Сколько еще должно погибнуть, чтобы поняли - так нельзя? Времени нет. Надо меняться. Каждый на что-то может влиять. Говорю своим детям: "Видите бабушка собирает бутылки, дайте ей 20 гривен, пусть купит хлеба. Вы не обеднеете, а ей будет помощь". Надо начинать с чего-то малого. Вместе люди могут очень много.

Сейчас вы читаете новость «"Платить в конвертах и давать взятки не буду" - хасид о жизни в Умани». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1199
Голосование Что заставляет вас думать об эмиграции?
  • Низкие заработки
  • Импотенция политической элиты
  • Война
  • Отсутствие перспектив личного и профессионального развития
  • Ваш вариант (в комментариях)
Просмотреть