Ексклюзивы
среда, 01 августа 2007 07:00

Юрия Визнюка признали лучшим сыроделом Европы

 

40-летний Юрий Визнюк из села Шишковцы Кицманского района Черновицкой области несколько лет провел на заработках в австрийских Альпах, где научился варить горный сыр. За него на европейской выставке сыра в Австрии в сентябре 2001 года Юрий получил золотую медаль.

— Во время церемонии угощения мой хозяин Игнац Бэр увидел дату изготовления сыра — 7 июля, — вспоминает Юрий Визнюк. — А это его день рождения, в такой день он никогда не делает сыра! Следовательно — моих рук дело. Честный Игнац снял с груди золотую медаль, торжественно передал мне вместе с денежным вознаграждением и сообщил собравшимся, что это моя победа. После этого меня приглашали работать на две солидных австрийских фирмы, но отказался — захотелось открыть собственное дело на родине.

В Шишковцах Юрий Визнюк выкупил недостроенный торговый комплекс в центре села и обустроил в нем сыроварню. Оборудование приобрел за полмиллиона евро. Беспроцентный и бессрочный кредит взял в одном из австрийских банков — помогли иностранные друзья.

Застать сыродела дома сложно.

— Визнюка скорее увидишь или в цеху, или в поле, или на току — летом работы хватает, везде нужно приложить руки, — говорит сельский председатель Иван Липка. — Юрий Васильевич не просто классный специалист, он еще и патриот села. Договорился с иностранцами, чтобы принимали на работу наших людей. Ежегодно в Австрию едут на заработки от 20 до 70 односельчан.

На первом этаже сыроварни большой цех. Визнюк неспешно похаживает между восемью широкими чанами из нержав ейки . Он в белой футболке и белоснежной шапочке — работа требует чистоты. Специальным лопаткой сыродел перемешивает молоко.

— Я вот мог себе закончить биологический факультет, защитить кандидатскую диссертацию и спокойно читать лекции студентам, — рассуждает Визнюк. — Но такие заработки дают мало. Надо вкладывать заработанное в дело. Деньги должны работать, а не лежать в чулке.

В семейном бизнесе Юрию помогают две дочки-школьницы и жена Ольга. На лето Визнюк взял в аренду 300 га пашни. На сельских паях посеял рожь, пшеницу, ячмень, сою. Сейчас собирает урожай, чтобы было чем кормить небольшое стадо коров — две недели тому назад закупи л в горах 40 голов. Для сыроварни ежесуточно нужно 1200 л молока. Часть сырья Визнюк покупает у односельчан. Платит по гривне за литр.

Головой покивал и в тот же вечер прогнал со двора поляков

Сваренный сыр две недели вызревает в отдельной комнате. На ее стеллажах несколько десятков желтых кругов по 30–40 кг

— Есть сыр можно только через два месяца — тогда вкус острее, — говорит Визнюк. — А через четыре месяца — вообще как молодой грецкий орех, не перебить ни вином, ни коньяком.

Первые три тонны сыра Юрий двумя партиями отправил в Австрию — посоветоваться относительно качества.

— Там сделали спектральный анализ сыра по 72 показателям, — Юрий ведет к сыроварне. Среди цеха широкий чан с молоком. — Знаете, а наше молоко уже не такого высокого качества, как когда-то. Да и корма не те. Вот у меня 18 гектаров горных пастбищ в Вижницком районе, но тамошнее сено и травы очень бедны питательными веществами. Карпатские луга нужно окультуривать, засевать высокопродуктивными травами.

На сыроварню одного из лучших сыроделов Западной Европы буковинец Визнюк попал после трех лет изнурительной работы у австрийского фермера.

— Когда заканчивал учебу на биологическом факультете Черновицкого университета, несколько студентов пригласили на сельскохозяйственную практику к австрийским фермерам. Думал, что еду чуть ли не на прогулку, что деньги там на ивах растут, — смеется Визнюк. — Но в Австрию пригласили не каждого — нужно было пройти специальный отбор. Повезло мне и Валере Погореному. Я попал в фермерское хозяйство Йозефа Клеберна высоко в горах, возле швейцарской границы. У хозяина было 1200 свиней, коров и быков — не сосчитать; выращивал овощи. Работали у него на черной работе три поляка. "А что умеешь делать?" — спросил австриец. Я ответил, что к сельской работе на земле приученный сызмала. "Так иди сапать кукурузу". Я пошел и выполол, еще и окучил гектар так, что Клеберн только головой покивал и в тот же вечер прогнал со двора поляков. Правда, после того я пахал до кровавых мозолей.

Хозяин платил Юрию немного. Так продолжалось три года по шесть месяцев. Визнюк наконец не выдержал.

— Ушел от хозяина — заработанные деньги не соответствовали тяжелому труду, — сыродел вытирает руки полотенцем. — Но повезло во второй раз — познакомился с Антоном Гакшпилем, одним из руководителей сельского хозяйства федеральной провинции Форальбергии. Тот посоветовал поработать у фермера Игнаца Бэра на высокогорной сыроварне. Там таких мастеров сыра осталось мало. Игнац содержит всего 55 коров, но имеет от каждой свыше 40 литров молока за раз. Из того и делает "бергкезе ", то есть горный сыр. Каких-то специальных примесей не добавляет, все меряет на глаз и на собственный вкус. И я возле него научился. Такой сыр может два года стоять и не портиться. Это как вино — чем дольше стоит, тем вкуснее и крепче.

В августе Визнюк будет продавать свой сыр крестьянам.

— Пусть сдают за сыр молоко — я не против, потому что где еще такой купят, — говорит сыродел.

Сейчас вы читаете новость «Юрия Визнюка признали лучшим сыроделом Европы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть