среда, 18 октября 2006 18:03

У работниц "Леони" нет выбора

Автор: фото: Иван Копына
  Сельские жители, которых привезли автобусами из близлежащих районов, спешат на вечернюю смену
Сельские жители, которых привезли автобусами из близлежащих районов, спешат на вечернюю смену

На предприятии "Леони Ваеринг Системс ГмбХ" в городе Стрый Львовской области работает 2700 человек, в основном женщины из близлежащих сел. Здесь изготовляют кабельные сети для автомобилей " опель" и " порше".

Зарубежный инвестор планировал привлечь 40 млн евро и создать на заводе почти 5 тыс. рабочих мест. В свое время это была самая большая инвестиция в экономику Украины.

Четыре года назад бывший глава Львовской облгосадминистрации Михаил Гладий, 54 года, разрезал ленту на проходной немецкого завода. Цеха разрослись, но стрыйские земляки губернатора не спешат трудоустраиваться на "Леони". Особенно молодежь — ищут лучшей жизни в чужих краях.

Возле завода на стоянке 18 новеньких ЛАЗов с синими надписями "Leoni". На работу привезли новую смену.

— Почти 80 процентов работников проживают в Стрыйском, Николаевском, Жидачевском, Дрогобычском и Сколовском районах, — говорит Андрей Холодян, 35 лет, помощник гендиректора "Леони". Юрист по специальности, он встретил меня возле адми нкорпуса завода.

— На "Леони" работают только 470 жителей С тры я, — уточняет мэр города Роман Шрамовьят, 57 лет. — Администрации выгоднее привозить дешевую рабочую силу из горных районов, чем поднимать заработную плату местным. Горожане не идут работать за копейки, поэтому администрация завода вербует селян, которых и 600–800 гривен зарплаты спасает, потому что в селе вообще нет работы.

Внешний вид "Леони" поражает еще с проходной. Все вокруг сделано с немецкой педантичностью: чистые полы прямо-таки блестят, трава на газонах аккуратно подстрижена.

Немецкий инвестор эксплуатирует работников за копейки

В сборочном цехе — тишина и покой. Около сотни женщин в синих халатах напряженно работают возле конвейеров. Над ними возвышается электронное табло. На нем три цифры — план, факт, перевыполнение. Отмечаю, что смена уже сделала 10 автокомплектов сверх плана. Девушки и молодые женщины кончиками пальцев быстро перебирают провода и кабели — формируют навигационные системы для автомобилей. Работа медленная и очень тяжелая — на ногах приходится стоять по восемь часов. Именно работницы сборочного цеха в конце сентября начали бастовать, требуя большей зарплаты. Еще в прошлом месяце они получали по 600 гривен.

Часть работников "Леони" считает, что немецкий инвестор эксплуатирует их за копейки. Последний конфликт между работницами и администрацией завода разгорелся в конце сентября.

— Ставку подняли, а премию забрали, — говорит работница завода, пожелавшая остаться неизвестной. — В коллективе нет единства — одним дают хорошие деньги, а другим — копейки. К тому же нам не дают 13-й зарплаты и "оздоровительных", хотя предприятие прибыльное. У каждой из нас семьи, дети, которых нужно кормить. Фамилию свою вам не скажу, потому что меня выгонят.

Маленькая зарплата вызвала недовольство 200 женщин, которые отказались идти на смену и целую ночь простояли возле проходной завода. Руководство пошло на уступки забастовщицам: отменили дифференцированную систему начисления зарплат и увеличили всем оплату на 20%, хотя женщины требовали 50%.

Для того чтобы увериться в мирных настроениях коллектива, Андрей Холодян подзывает к себе женщину, бригадира смены. Сам отходит в сторону. Наталья Юркив, 33 года, работает на "Леони" с самого начала.

— Если бы было плохо, я четыре года здесь не работала бы, — Наталья пожимает плечами.

Вместе с Андреем Холодяном идем дальше. Заходим в современную столовую на 80 мест. Обеды за две гривны стры янам готовит австрийский повар. Среди четырех разных меню даже диетическое. Кроме символической платы за питание, работницам предоставляют медицинскую страховку на 10 тыс. грн ежегодно и премии за сверхурочный труд. Будут зарабатывать по тысяче гривен.

— Оплата труда на всех предприятиях "Леони" в мире соответствует уровню жизни в этих странах. В Польше на "Леони" зарабатывают больше, потому что там общий уровень жизни выше, чем в Украине, — объясняет Андрей Холодян, почему стрыйские работницы получают столь маленькую зарплату.

— "Леони" — это общество с ограниченной ответственностью. Никто силой рабочих не тянет. Хочешь — работай, не хочешь — увольняйся. Другое дело, что у селянок на "Леони" нет выбора, потому что они вынуждены кормить свои семьи, — говорит депутат Стрыйского горсовета Владимир Павлик, 47 лет.

На заводе нет профсоюза

— Ситуацию могла бы урегулировать профсоюзная организация, но на "Леони" ее нет, — говорит Степан Матвийкив, 70 лет, председатель областной организации профсоюза автомобильного машиностроения. — Сами же работники лишь разводят руками — как создать профсоюз, если мы боимся идти к руководителям? Нас же, мол, уволят.
Вернер Гайлингер, 54 года, генеральный директор "Леони Ваеринг Системс Украина", рассказал " ГПУ", что на заводе есть Совет трудового коллектива. Создавать профсоюз никогда не запрещали.
– Мы хотели сделать оплату труда более справедливой, — говорит Вернер Гайлингер. — Людей тяжело поощрять к более сложной работе. Недовольство тех, кто выполнял более простую работу, привело к конфликту.

Сейчас вы читаете новость «У работниц "Леони" нет выбора». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

12

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть