
"Я пришел сюда в конце 1990-х. Думаю, все те времена помнят. Были расстрелы, взрывы. Тогда в год было до 40 убийств. В этом же году было 12, и все раскрыты, — говорит начальник управления Министерства внутренних дел в Тернопольской области 54-летний Виталий Максимов. — Теперь появляются преступления, о которых раньше никто и не думал. Создали в управлении специальный отдел по борьбе с торговлей людьми. Скоро нужен будет отдел по компьютерным преступлениям".
На столе в рабочем кабинете Максимова стоит общее фото с министром внутренних дел Юрием Луценко. Рядом две фотографии с внуками. Милиционер одет в салатовую рубашку с короткими рукавами. Чтобы накинуть пиджак, выходит в соседнюю комнату.
Виталия Максимова назначали на должность начальника милиции Тернопольщины трижды.
Раскрытие каких дел больше всего запомнилось?
— В 1998-м задержали киллера Громова. За ним было 30 убийств в Украине и странах СНГ. За время работы в милиции всякое видел, но некоторые преступления и сейчас шокируют. В прошлом году, например, нашли на мусорнике мертвого младенца. Мать нанесла ему 13 ножевых ранений.
Вы полтора года возглавляли милицию на Львовщине. За время тот там произошло несколько резонансных убийств, которые до сих пор не раскрыты. Среди дня застрелили криминального авторитета Рокеро, директора стеклоз еркального завода Дацко, бывшего губернатора Сенчука.
— Работа в этой области является хорошей школой. Кто работал там, тому не страшно ехать в любой другой регион. Дела Дацко и Сенчука связаны. Не могу раскрывать тайну следствия, но скажу, что уже тогда у нас были серьезные наработки. Задержали подозреваемого. Нужна была лишь жесткая политическая воля высшего руководства МВД и СБУ, чтобы довести дело до конца. Дело Рокеро — совсем другого плана. Это бандитская ра зборка. Будут ли раскрыты эти убийства, нужно спрашивать тех, кто сейчас ими занимается.
Ваш конфликт с губернатором Тернопольской области Юрием Чижмарем уже вышел на всеукраинский уровень. Поговаривают, причина его в том, что милиция представляет интересы Кабмина, а облгосадминистрация — президента.
— Такие разговоры безосновательны. Тернопольскими стражами порядка, пока я буду на должности, ни один политик руководить не будет. Конфликт с Чижмарем начался в прошлом году. Милиция разоблачила злоупотребление средствами, которые направляли из госбюджета на ликвидацию наводнения. Конечно, власти было неудобно, что об этом заговорили. Я же никогда не был и не буду чьим-то карманным милиционером. Работал с разными губернаторами, и у каждого из них были свои плюсы и минусы. На Львовщине — с Олийныком, на Тернопольщине — с Вовком, Коломийчуком, Курницким, на Закарпатье — с Балогой. Но такого, как сейчас, не было некогда. В этом году двух глав райгосадминистраций привлекали к ответственности за коррупцию. От губернатора никакого действия — люди дальше на должностях. За девять месяцев этого года против разных должностных лиц мы нарушили 194 дела по факту разворовывания бюджетных средств. По 17 делам суммы — более миллиона.
Со всеми надбавками выходит около 10 тысяч гривен в месяц
Также наши работники выяснили, что согласно с документами, одна из служебных машин губернатора за четыре месяца наездила 265 тысяч километров. Это выходит 2100 километров в день. Для такого километража нужно 24 часа в сутки, не выходя из машины, ехать со скоростью 90 километров в час. Это невозможно. Но бензин на автомобиль списывали именно с такого расчета. Непосредственное участие в этих нарушениях Чижмаря мы вряд ли докажем. Но руководитель должен нести ответственность за своих подчиненных.
В Тернополе третий месяц длится "мусорный кризис". Пикетчики перекрыли вывоз мусора из города на Малашевскую свалку. Еще с начала пикетов в городе говорили о том, что это политтехнология. Называли даже конкретного заказчика. Мол, так заместитель председателя облсовета Сергей Тарашевский, однопартиец губернатора, компрометирует горсовет и освобождает себе должность мэра. Поговаривали, что пикетчикам платили. Милиция проверяла эту информацию?
— Будем говорить открыто — всем известно, что за пикеты под Верховной Радой или под Кабмином политические силы платят. В Малашевцах такая же ситуация. Информация о том, что пикетчикам по дплачи вали, у нас была, и она подтвердилась. Все было задумано, чтобы сместить городского председателя. При этом с общиной города никто не считался. Я понимаю, кому это выгодно, и сделал для себя соответствующий вывод.
Как оцениваете в целом качество кадров в милиции Тернопольской области?
— Не скажу, что все так, как бы хотелось. Сейчас в некоторых отделах 40 процентов личного состава — это люди, которые работают в органах менее трех лет. Опытных, у которых 15–20 лет выслуги, уже скоро можно будет на пальцах пересчитать. С одной стороны, проблема в законодательстве. В некоторых отделах милиции служба считается год за полтора. Поэтому в 35–40 лет можно идти на льготную пенсию — и этим пользуются. В прошлые годы часто увольнялись и те, кто не доработал до пенсии. Шли искать более легкого заработка, кое-кто за границу выехал. Кризис этот процесс остановил. На последнем приеме было у меня два человека, которые раньше работали у нас, потом выехали за границу. Теперь вернулись и опять хотят на службу.
В парламенте создали комиссию, которая должна проверить правдивость результатов досрочных выборов в Тернопольский облсовет. Милиция приобщается к этой проверке?
— Нам дали выборку бюллетеней по четырем районам — Залищики, Подгайцы, Лановцы и Пидволочиск. Из того, что мы проверили, выходит, что из тех, кто якобы голосовал, 15% вообще на выборы не ходили. Их подписи сфальсифицированы. Свои данные мы передаем прокуратуре. Одно уголовное дело в Подгаецком районе против главы участковой комиссии уже заведено.
После завершения службы останетесь в Тернополе?
— Да. Я уже считаю себя тернополянином. Поэтому и работаю на совесть, чтобы потом не стыдно было на улице людям в глаза смотреть.
Уже решили, когда идти на пенсию?
— По выслуге уже давно мог бы идти. Но буду работать, пока здоровье позволит. Сейчас моей отставки хочет губернатор, но, думаю, скорее я дождусь, когда его снимут. Я уже говорил, что готов оплатить из собственного кармана расходы на перевозку его вещей на Закарпатье, откуда он приехал.
Сколько сейчас зарабатывает начальник областного управления?
— Со всеми надбавками выходит около 10 тысяч гривен в месяц. За время работы на должности начальника милиции даже не вспоминаю, чтобы я что-то серьезное купил. Машины у меня как не было, так и нет. Когда второй раз меня назначили на должность в Тернополь, то тесть с тещей продали квартиру в Черновцах, и мы купили здесь дом в Петриках. Двое детей с пятью внуками сейчас живут самостоятельно.
Дети Максимова получили юридическое образование
Виталий Максимов родился 28 января 1955 года в Черновцах. Работал там в уголовном розыске, который со временем и возглавил. Руководил милицией Тернопольщины — в 1998–2000, 2001–2002 годах и с 2007-го поныне. Между этим возглавлял милицию на Закарпатье и Львовщине.
Жена Валентина преподает в медицинском колледже. Сын Олег и дочь Ирина получили образование юриста. Олег работает в СБУ. Ирина — присматривает за детьми.
Максимов играет в футбол, волейбол. Является президентом областной федерации волейбола.
Комментарии