— Пани Мария, сегодня нужно паркет в детской натереть и краску с него вывести. Сын после художественной школы рисовал дома, размазал гуашь, — говорит львовянка Руслана Тимохив, 34 года, домработнице 46-летней Марии Оверчук.
В субботу, 31 марта в 9.30 Мария Михайловна пришла убирать трехэтажный дом на ул. Драгоманова в центре Львова. Его арендует частный предприниматель из Польши, его жена и 10-летний сын. За день работы уборщице платят 200 грн. Сверхурочные услуги оплачивают дополнительно.
Семья едет в гости, домработницу оставляют в доме одну.
— Мы где-то в пять вернемся. Вы нас дождитесь, — говорит Руслана. — Муж новый чай альпийский привез из Германии. Там баночка в тумбочке, попробуйте, очень вкусный.
Уборщица одевает синий передник, белый платок. Из кладовки достает ящик с бытовой химией, швабру, щетки и пылесос.
Мария Михайловна замужем, муж работает охранником в офисном центре. Две дочери замужем, живут отдельно. Мария работает посменно медсестрой в больнице, получает 1200 грн. В среду и субботу убирает дома, квартиры. Зарабатывает 400-500 грн в неделю.
— Меня посоветовала Руслане моя давняя клиентка, — говорит. — Заверила, что я аккуратная и меня спокойно можно оставлять в доме одну.
Начинает с первого этажа. Складывает обувь на полке, развешивает верхнюю одежду по вешалках. Полиролем натирает деревянный столик и шкаф. На втором этаже — гостиная и кухня, застекленная лоджия. Посреди гостиной — большой аквариум с экзотическими рыбками. Работница осторожно протирает его средством для мытья стекла. На кухне моет посуду. Хозяева оставили четыре грязных тарелки, несколько вилок и стаканов.
— Некоторые хозяева полную раковину за неделю собирают, мусор из ведра вываливается, — говорит Мария Михайловна. — А эти стараются за собой убрать. Хотя занимаются полиграфическим бизнесом и очень заняты.
Убирает второй этаж около 2 часов. На обед делает перерыв. Из сумки достает жареный картофель с отбивной, разогревает в микроволновке. Имеет свои тарелку и вилку. Пьет чай, который позволили брать хозяева.
Идет на третий этаж наводить порядок в детской, спальне и кабинете. Мыльным раствором смывает следы от краски, пылесосит, вытирает пыль, натирает паркет. Потом моет пол во всем доме. Меняет постельное белье. Грязное кладет в стиралку.
— Всегда просматриваю, готов ли комплект белья для гостей, сколько чистых поутюженных рубашек для хозяина, — утюжит восемь рубашек, аккуратно вешает их на плечики. — По середах убираю в переулке Кривая Липа. Квартира двухуровневая, на шесть комнат. Хозяйка — бухгалтер в одном рекламном агентстве, очень интеллигентная женщина. В прошлом месяце говорит: "Мария, я знаю, что это неприлично, но, может, вы бы согласились мое белье стирать вручную". Я согласилась, для меня это дополнительно 50 гривен. Не брезгую. Я в селе у родителей навоз из-под скота выгребала. Правда, такие хоромы, как здесь, трудно убирать. У меня варикоз, тяжелее всего — по лестнице туда-сюда ходить. На прошлой неделе наконец окна домыла, всего их в доме 12. Каждые 2 часа должна посидеть минут 10, отдышаться. Муж меня жалеет, дома сам убирает. У меня с работы еще одна санитарка так подрабатывает. В больнице полнедели чистит-моет и полнедели — по чужим домам.
Мария Михайловна справилась до 16.50. Садится отдохнуть за кухонный стол, читает газету, которую принесла с собой. В 17.20 автомобилем "тойота" приезжают хозяева. Руслана дает Марии 200 грн за уборку и 40 — за выутюженные рубашки.
25
гривен в час зарабатывают львовские уборщицы. Обычно почасово платят владельцы небольших квартир. Просят помыть окна, зеркала, ванную комнату, кухню или почистить ковры и поутюжить одежду.












Комментарии